ПЛЮС УГОЛЬ

Еще совсем недавно казалось, что в России у природного газа нет достойных конкурентов и уголь будет вечно вторым в ряду теплоносителей. Но, похоже, настала пора изменить топливный баланс. Стоит ли сжигать газ в топках электростанций, если можно с большей пользой применять его как сырье на химкомбинатах для производства удобрений, полиэтилена и т.п.? К тому же в наших подземных кладовых запасы "голубого топлива" не так уж и велики. Через 70 - 80 лет им придет конец. Другое дело - уголь. Он относительно дешев, и запас его на порядок больше. Но может ли это топливо стать полноценной альтернативой другим энергоносителям? Этот вопрос я задал своим собеседникам - заместителю директора государственного учреждения по реорганизации неэффективных угольных производств Минтопэнерго Борису АЗИМОВУ и заместителю руководителя департамента Минэкономики Виктору БРОДСКОМУ.

- Да, запасы угля в России очень велики, - сказал Б.Азимов. - Их хватит на сотни лет. Не все они высокого качества и не все легко доступны. Но значительная доля находится в регионах, где уголь выгодно добывать. Прежде всего - это Кузбасс и Канско-Ачинский район. Оба месторождения федерального масштаба, и в них государство обязано вкладывать средства, привлекать инвесторов - и своих, и зарубежных. В выигрыше будут все. Остальные запасы угля, имеющие региональное значение, могут с выгодой использоваться на месте.
К сожалению, у нас так исторически сложилось, что, когда газ вышел на уровень промышленного потребления, уголь отодвинули на второстепенное место. Ценовая политика прочно закрепила его там. Государство практически не поддерживало угольную промышленность. Те крохи, которые "отстегивали", помощью не назовешь. Судите сами: уголь в топливно-энергетическом балансе России составляет сейчас чуть более десятой части. Тогда как в США, Германии и других угледобывающих странах его доля доходит до 50-60 процентов.
- Так у них же нет столько газа и нефти, как у нас...
- Не беспокойтесь, Америка без этого теплоносителя не сидит, а Европу мы снабжаем по потребности. Они просто менее расточительны, чем мы. Думают о далеком будущем, когда газ и нефть истощатся, и тогда они менее болезненно перейдут на альтернативные энергоносители.
- Сама природа определила приоритет угля: его запасы действительно на порядок выше, чем газа и тем более нефти, - вступает в разговор В.Бродский. - Еще в Госплане СССР шли споры о том, чему отдать предпочтение - "дешевому" газу или дотируемому углю? Газ "победил". Интересно, что во всех промышленных странах как раз наоборот - уголь дешевле... И пока у нас не отрегулируют цены, об альтернативности этого топлива речи быть не может.
- Я недавно прочитал, что Рем Вяхирев, руководитель Газпрома, высказался за то, чтобы меньше использовать газ в энергетике. В таком разе, думается, эта отрасль могла бы и помочь в развитии угледобычи...
- Насколько мне известно, Рем Иванович на такой помощи даже настаивает: предлагает РАО "ЕЭС России" средства, чтобы переоборудовать электростанции для работы на угле.
В принципе у идеи "альтернативности угля" нет явных противников. Какая бы идея ни возобладала, в любом случае каждое энергетическое предприятие надо "привязывать" к двум источникам энергоносителей. Пусть будет газ, но, на наш взгляд, обязательно надо приспособить электростанции и под уголь, чтобы подстраховаться. Правда, по нашим данным, среди руководителей РАО "ЕЭС" не слышно пока восторженных возгласов: ура, переходим на уголь! Конечно, перевод предприятий на другой энергоноситель - лишние хлопоты. Но надо бы понять: не сегодня, так в недалеком будущем наш уголек им потребуется. Будут ли готовы работать на нем?
- У вас, думаю, это тоже не может вызывать особой радости - "зеленые" замучают: экология сегодня ведь не пустой звук?
- Жесткие экологические требования к нашему "товару", наоборот, только радуют шахтеров. Но доля истины в ваших словах есть. В США, Германии, Англии экологи настолько сильно теребят предприятия, работающие на угле, что их число стало сокращаться. Однако рано или поздно наука и техника найдут способы улучшения экологии и при сжигании этого топлива.
- В случае замены газа на уголь насколько ваша отрасль сможет удовлетворить потребность страны?
- Не завтра и не послезавтра это случится, а вот к 2015-2020 годам, если шахтерам помогут государство и инвесторы, мы сможем давать на-гора 450-500 миллионов тонн.