ОЛЕГ ИВАНОВ: МОЙ "ТОВАРИЩ" ДОЛЕТЕЛ И ДО АМЕРИКИ

Известность пришла к композитору Олегу Иванову без малого 30 лет назад, когда его песня "Товарищ" была признана лучшей на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов, жюри которого возглавляла Александра Пахмутова. Автору, в ту пору еще студенту, исполнилось всего 23 года. Кто из нынешнего поколения 40-летних не пел под гитару этот шлягер у пионерского костра, в студенческом строительном отряде или турпоходе... Впоследствии счастливую судьбу "Товарища" разделили многие мелодии заслуженного деятеля искусств России.

- Тогда, в начале 70-х, вы были студентом-медиком...
- Да, я оканчивал Барнаульский мединститут и уже несколько лет руководил студенческим ансамблем. Как-то приятель показал мне сборник лирики Александра Прокофьева и посоветовал почитать его, потому что Прокофьев, как он сказал, "очень песенный поэт". Я пришел домой, открыл книжечку и на первой же странице увидел заголовок крупными буквами: "Товарищ". Прочитал, быстро наметил, где у меня будет запев, где припев, сел к пианино и буквально тут же сыграл мелодию...
- Первой исполнительницей песни, помнится, стала Аида Ведищева. Потом она вдруг исчезла с эстрады...
- Аида жива и здорова, на днях у нее был концерт в ЦДКЖ... А живет она с 1980 года в Лос-Анджелесе. Ее почему-то невзлюбили чиновники Гостелерадио. Причину нелюбви сейчас и назвать трудно, но такое тогда, увы, случалось нередко, причем касалось именно талантливых артистов, чье творчество не укладывалось в жесткие рамки официозного искусства. На телевидении существовал негласный запрет на съемки Ведищевой, последней же каплей стал приказ о размагничивании всех ее записей... К счастью, Аида - одна из немногих наших, кому удалось встроиться в западный шоу-бизнес, она много гастролирует в США, Канаде, Франции, Австралии, причем поет преимущественно на английском языке.
- Очевидно, именно успех "Товарища" окончательно убедил вас уйти в профессиональное сочинительство?
- В общем, да. К тому времени я уже получил диплом врача, но тут же снова стал студентом: поступил в Новосибирскую консерваторию. В те годы, как, впрочем, и сейчас, звукозаписывающие студии, нотные издательства, радио и телевидение - в общем, все, что необходимо композитору для работы, - было сосредоточено в Москве. Поэтому мне то и дело приходилось летать из Новосибирска в столицу. Как-то поэт Анатолий Поперечный показал мне свои стихи об Алесе. Они меня просто покорили своей музыкальностью. Написанную на эти стихи песню сначала хотел отдать "Песнярам". Но оказалось, что они уже поют одну "Алесю" на музыку Лученка. Мне подсказали, что в Гомеле есть группа "Сябры", которая обладает всем, чтобы раскрутиться не хуже "Песняров", вот только нет у них песни, по которой бы их публика узнавала. И вскоре мне в Новосибирск позвонили с Центрального телевидения: "Прилетай, пишем "Алесю" с "Сябрами". Я полетел на запись. Когда вошел в студию и услышал, как ансамбль играет, понял - меня не обманули. Работать с музыкантами оказалось огромным удовольствием... Пришла пора возвращаться. Стою в Новосибирске на автобусной остановке - и вдруг слышу, как ребята под гитару поют: "Останься со мною, Алеся, как сказка, как чудо, как песня". Оказалось, что передача "Споемте, друзья", где она впервые прозвучала, прошла по ЦТ накануне вечером. Так что песня прилетела в Сибирь раньше автора.
После этого я много работал с "Сябрами". На нашей эстраде это был, пожалуй, единственный пример столь долголетнего сотрудничества белорусского ансамбля с русским композитором. Ребята замечательно пели многие мои песни: "Глухариная заря", "У крыницы", "Печки-лавочки", "Горлица", "Завалинка". Впрочем, все ведущие ВИА той поры исполняли мои песни: "Веселые ребята" и "Самоцветы", "Песняры" и "Лада", "Пламя" и "Акварели"...
- А вы, будучи одним из самых известных композиторов Союза, так и продолжали летать, как на работу, из Новосибирска в Москву?
- Все устроилось само собой. Как-то наша большая веселая делегация, в составе которой я был, ехала в Бухарест на Всемирную студенческую Универсиаду. Остановились в Кишиневе. В одном из автобусов я увидел девушку. Она была блондинкой, в других я просто не влюблялся. И понял, что должен сейчас же, немедленно с ней познакомиться. Не нашел ничего лучшего, как спросить: "Девушка, а вы случайно не Людмила Сенчина?" Я прекрасно знал, что она не Сенчина, но дело было сделано, разговор завязался. Лена оказалась аспиранткой МГУ. Через два года мы поженились. Стали вить общее гнездо в Москве, что и продолжаем делать почти 20 лет.
- С переездом в столицу работать стало легче?
- Напротив, труднее. Живя в Новосибирске, я как композитор-песенник практически в единственном числе представлял такой огромный регион страны, как Сибирь. А переехав в столицу, я встал в один ряд с другими московскими композиторами. Первой из московских исполнительниц мне протянула руку Надя Бабкина. Она взяла в свой репертуар мои песни "Самовары-пряники" и "Катя-Катерина". Потом установилось плодотворное сотрудничество с Анастасией. Она запела мои песни "Я - королева Золотого песка", "Свет пречистый", "Губа не дура"...
- Чем вы заняты сейчас?
- Все так же много пишу. 27 февраля в Концертном зале "Россия" состоится концерт, где будут звучать мои старые и новые песни. Называется программа "Бесконечная любовь".
- Кого мы сможем увидеть и услышать в этой программе?
- Например, Людмилу Зыкину. Эта певица всегда была моим кумиром.А в прошлом году судьба свела нас на телевизионном "Музыкальном ринге". Именно Зыкина познакомила меня с замечательным поэтом Виктором Боковым. Несмотря на почтенный возраст, - ему исполнилось 85 лет, - он остается необычайно тонким лириком. На его стихи я написал для Людмилы Георгиевны две песни. Когда я первый раз напел ей мелодию "Романса о любви" по телефону, она тихо сказала: "Олег, я плачу".
- Насколько я знаю, возобновилось ваше сотрудничество с Валентиной Толкуновой?
- Да, она пела мои вещи в 70-е годы, потом долгое время наши пути не пересекались. И вот теперь Валя включила в свой репертуар две мои песни на стихи чудесной поэтессы Карины Филипповой, которые она исполнит на концерте. В этот же вечер мои новые песни исполнят Алексей Булдаков и Надежда Бабкина, Юлиан и Лев Лещенко, Ренат Ибрагимов и Юля Началова, группа "Сябры" и "Икс-миссия". Три новые песни прозвучат в исполнении Анастасии, а эта певица даже из небольшой по протяженности вещи умеет сделать маленький актерский спектакль.
- Удивительно то, что вы написали новую песню для группы "Доктор Ватсон", которая, как известно, поет лишь попурри из старых песен.
- Так и новая для них написана в стиле ретро и очень хорошо ложится на имидж этой группы. Называется она "Шоферская песенка". Поет этот квартет и попурри из моих ранних песен. Кстати, ребята, вернувшись из гастролей по Америке, рассказали мне такой случай. В одном из концертных залов Нью-Йорка, когда они начали исполнять песню "Товарищ", ее подхватила публика. Ведь в зале были в основном выходцы из нашей страны. Так все вместе, хором, ее и допели...