РЫНОК РАЗБУДИЛ НАУКУ

Вчера в Кремле под председательством президента прошло совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета. Речь шла о развитии национальной инновационной системы. В конце концов не нефтяная труба - главный залог удвоения ВВП и процветания страны, а научные умы, новые технологии и способность государства использовать это богатство.

От "мозговой атаки" в Кремле ждали многого. Как заявил вчера на брифинге первый заместитель секретаря Совбеза Владислав Шерстюк, рост промышленного производства в прошлом году составил 7 процентов, но наша продукция в немалой степени продолжает оставаться неконкурентоспособной. Разумеется, помимо сырья - нефти, газа. Ставка на природные ресурсы закрепила за Россией статус "сырьевого придатка". Тогда как на мировом рынке инноваций на долю нашей страны приходится лишь полпроцента. Для сведения: на долю США - свыше 60. В Америке превращение знаний в конкурентоспособную продукцию давно стало национальной идеей. Права на изобретения, разработанные за счет государственных средств, там передают разработчикам, чем стимулируют новые открытия. У нас даже этот вопрос до сих пор не решен законодательно. В итоге из всех отечественных изобретений лишь 1 процент находит применение в России. Остальные уплывают за кордон либо пылятся на полках.
В Совбезе признают: формирование национальной инновационной системы находится в начальной стадии. Научно-технический комплекс слабо адаптирован к рыночной экономике. Иными словами, наука выживает сама по себе, а экономика - сама. Уж слишком очевиден разрыв между научно-техническим комплексом и производством. Только 10 процентов российских предприятий могут похвастаться успехами в инновациях. Как заявил нам исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко, ученые во внедрении новых разработок экономически никак не заинтересованы. Проблема неиспользования новых технологий стоит даже острее, чем их утечка за кордон. Поэтому логично сделать ставку на создание и финансирование инновационных центров.
Вице-президент РАН Николай Лаверов заявляет, что за годы реформ Россию покинуло порядка 200 тысяч ученых. Невостребованность "мозгов" обходится слишком дорого, потому что умы, которые Россия экспортирует наряду с нефтью, позарез нужны ей самой. В компании, добывающие и продающие природные ресурсы, текут огромные деньги, но крупный бизнес ничего не вкладывают в геологию. В сырьевом секторе экономики инновационных предприятий всего 2-3 процента. Для сведения: в той же пищевой промышленности их 34 процента, в связи - 30.
Эксперты сходятся в том, что на одной "трубе" не усидишь, стране нужна грамотная инновационная стратегия. В ходе вчерашней "мозговой атаки" в Кремле решено активизировать работу именно в этом направлении. Как заявил президент Владимир Путин, "нам следует предусмотреть формирование принципиально новых отношений науки, бизнеса и государства, в которых разделение полномочий, ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса - от научной идеи до конечного продукта".
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Анатолий Долголаптев, президент Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза развития наукоградов России:
- Очень хорошо, что наконец делается ставка на инновационную политику. На долю России на мировом рынке инноваций приходится меньше процента, хотя наш инновационный потенциал существенно выше. Он больше, чем у объединенной Европы.
Именно по причине того, что кабинет министров делал ставку исключительно на нефть и газ, на инновационном фронте практически не было подвижек. Статус наукоградов у нас получали в год 1-2 города, тогда как в очереди стоят полтора десятка. В США, Японии, Франции, Китае наукограды растут как грибы.
Десятки тысяч российских ученых перекочевали на Запад. Непозволительная роскошь - за счет собственных ресурсов растить умы и дарить их другим странам. Если сейчас государство на деле не поддержит инновационные процессы, через 3-4 года может не остаться научных школ с их уникальными методологиями.