ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ РОССИЙСКОГО КИНО

В Берлине в 55-й раз прошел Международный кинофестиваль. Ключевыми словами фестиваля стали: политика, секс, Африка. Главного приза "Золотой медведь" удостоен южноафриканский фильм-опера "Кармен из Хайелиши".

Успехом - что не новость для Берлина - пользовались китайские картины, свою долю наград, как положено, получило немецкое кино. Вопреки ожиданиям, никак не отмечено "Солнце" Александра Сокурова. Значит ли это, что времена, когда кинематограф России определял погоду на Берлинале, безвозвратно минули?
Пик моды на Россию пришелся на 1987 год, когда в Берлине показали в конкурсе сразу две наших картины - "Тему" Глеба Панфилова и "Скорбное бесчувствие" Александра Сокурова. Одна получила "Золотого медведя", но сегодня ее помнят в основном лишь историки советского кино. Другая - ничем не отмечена, но положила начало международной репутации режиссера. За его фильмы борются крупнейшие фестивали, в том числе Берлинский. И вот наконец он смог получить в конкурс "Солнце" - картину, посвященную судьбе японского императора Хирохито, третью часть тетралогии Сокурова о диктаторах ХХ века. Казалось, в отношениях российского кино и Берлинале наступает новый этап - тем более что впервые за последние несколько лет Россия была представлена и в берлинском конкурсе, и во всех остальных программах.
Премьера "Солнца" прошла при полном зале, многие аплодировали, на пресс-конференции режиссера тоже был аншлаг. Правда, мнения критиков разделились, но все равно о фильме говорили как об одном из серьезных кандидатов на "Золотого медведя" или хотя бы на режиссерский, а может, и актерский приз. Однако картина не удостоена ничего, - что имело довольно явственный оттенок скандала.
Кто же они - счастливые конкуренты Сокурова? Это прежде всего "Кармен из Хайелиши" - дебютный фильм режиссера Марка Дорнфорда-Мэя, переложение знаменитой оперы на язык южноафриканской улицы, заснятый на пленку спектакль с темпераментными чернокожими актерами, с пышной Кармен в джинсах и майке, с неожиданным юмором, который пронизал ткань классической трагедии страсти. Это получивший "Серебряного медведя" китайский "Павлин" Гу Чангвея - поэтическое, полное грусти и нежности признание в любви ушедшей юности. Это еще одна китайская, вернее, тайваньская лента "Капризное облако" Цая Минь-ляна, получившая еще одного "Серебряного медведя" за сценарий - почти апокалиптическая притча об отчуждении в современном городе, о глобальном кризисе, который затрагивает природу и человеческие отношения, о порнографии как наваждении современной культуры, включая кинематограф как таковой.
С тем, что эти картины достойны наград, спорить не приходится. Однако остальная часть призового списка внушает законные сомнения. Малоинтересный американский фильм "Сосунок" отобрал у гораздо более достойных кандидатов награду за мужскую роль для актера-подростка Лу Тейлора Пуччи. В этом списке - основанная на реальных протоколах следствия драма о немецких молодогвардейцах "Последние дни Софи Шоль": Юлия Йенч награждена за лучшую женскую роль, Марк Ротемунд - за лучшую режиссуру. Немцам хочется напомнить о том, что не все из них служили нацистам, и это правда. Но правда и то, что фильм выглядит копией давних советских или югославских фильмов о партизанах, что художественных открытий в нем нет, а режиссерскую награду давать такой картине не стоило.
Нелепость и немотивированность многих решений жюри ставит ребром вопрос: а кто же они - судьи? Это известный итальянский дизайнер Нино Черутти, это три актрисы - немка Франка Потенте, китаянка Бай Лин (скандализировавшая фестиваль своими смелыми нарядами), литовка Ингеборга Дапкунайте. Это украинский писатель и сценарист Андрей Курков и голландско-гонконгский дистрибьютер Воутер Барендрехт. А во главе жюри - немец Роланд Эммерих, автор "Дня независимости" и других голливудских блокбастеров, собирающих по 700 миллионов долларов в мировом прокате. Ясно, что Эммериху глубоко чуждо авторское кино Сокурова, как, впрочем, и другие заслуживающие интереса явления Берлинале.
Несмотря на неудачу, ставить крест на отношениях российского кино и Берлинале было бы большой ошибкой. Интерес к нашим фильмам среди публики был очевиден: и к "Солнцу", и к "Марсу", и к остальным планетам. Спецпоказу "Ночного дозора" была посвящена вечеринка с живыми совами и рыцарями в саже и перьях - так компания Fox раскручивала наш блокбастер перед выпуском в европейский прокат. На кинорынке проектов была организована дискуссия, посвященная опыту копродюсирования "Солнца" несколькими европейскими странами. При стечении берлинского бомонда прошел показ под живую музыку реставрированной копии "Броненосца "Потемкин". В почти круглосуточном Кампусе талантов среди прочих участвовала кинематографическая молодежь из России. И ей, и ее зарубежным сверстникам было не так важно, кто победил сегодня на Берлинале. Пусть о справедливости решений жюри судят спустя годы историки кино. У молодых все впереди - и победы, и поражения.