ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Савва ЯМЩИКОВ, реставратор:
- Вот уже второй месяц на ТВЦ по понедельникам проходит

Савва ЯМЩИКОВ, реставратор:
- Вот уже второй месяц на ТВЦ по понедельникам проходит премьерный показ цикла "Вторая мировая. День за днем". Петербургский режиссер Виктор Правдюк замыслил снять 84 серии - по одной на каждый месяц войны. Мне посчастливилось быть очевидцем работы над первыми 25 сериями. Я убежден, что Правдюк со своими единомышленниками создает один из наиболее полных и объективных документов о величайшей трагедии человечества. Сериал смотрится на одном дыхании. Кажется, что тебе показывают не документальный фильм, а художественную версию исторического события. Вот что ответил мне режиссер на вопрос, чем эта работа отличается от многих других, посвященных войне: "Тем, что мы готовились к ней больше 30 лет. Собирали документы, хронику, встречались с участниками войны - маршалами, генералами, офицерами, рядовыми. Тем, что это русская версия второй мировой войны, не Великой Отечественной, а именно второй мировой. Тем, что избранная нами форма аналитического репортажа о каждом месяце войны позволяет понять, как раскручивался тайный фатальный ход этого исторического события".
Меня поражает, что ни одно из СМИ, за исключением "Литературной газеты", в канун празднования 60-летия Победы никак не откликнулось на это телевизионное событие... Хотя чему удивляться, если в минувшее воскресенье ведущий одной из аналитических программ призвал наших телезрителей "покаяться перед прибалтийскими республиками за русскую оккупацию".
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
- Хорошие впечатления: фильмы "Мак Кейв и миссис Миллер" и "Слепой режиссер" на канале "Культура". Вообще вечерний кинопоказ на этом канале, наверное, очень приятен интеллигентной аудитории. Качественные фильмы и доступное время.
Из неприятных впечатлений. В неплохой в общем-то программе "Принцип домино" и в некоторых других стали появляться всякого рода ясновидящие, целители и экстрасенсы, которые заявляют, что могут напустить порчу по фотографии и т.п. А нашему человеку лишь намекни, что кого-то можно извести на расстоянии...
Что еще заметно. В будние дни на всех каналах программы явно лучше и разнообразнее, чем в выходные. Создается впечатление, что одни и те же люди, которые мелькают на телеэкране на всех каналах в субботу и воскресенье, озабочены не столько интересами зрителей, сколько личным рейтингом.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, писатель:
- Есть программы, которые мне смотреть противно, - я их и не смотрю. Например, "Окна" с Д.Нагиевым. Единственное их достоинство - они дают подработать плохим актерам.
Противно смотреть бесконечные наши "юморины". Остроумных людей - и авторов, и актеров - никогда не было много: остроумие - редкий талант. Жванецкого на все каналы не хватает - вот и нанимают "исполняющих обязанности" юмористов. Проходит какое-то время, серые физиономии примелькаются, и вот уже их начинают именовать "звездами". Тусклые передачи уже вырастили свою тусклую аудиторию.
Есть еще одна передача, которую не смотрю - но не потому, что противно, а потому что грустно. Это "Запретная зона" с Михаилом Пореченковым. Пореченков - один из моих самых любимых актеров. У него очень большой диапазон, огромное обаяние, а главное - он "наш человек". Он, как и трагически погибший С.Бодров, - подлинный герой нашего времени. Я понимаю: жизнь есть жизнь, актерам платят мало, а ТВ - сытная кормушка. Но мне кажется, что лица наших самых талантливых актеров все-таки как-то надо беречь. Ведь лицо художника - это лицо эпохи. Мне, например, трудно представить себе Е.Леонова в качестве ведущего банальной телевизионной игры. А Ю.Никулин был хорош в интеллигентном "Белом попугае", но вряд ли он вписался бы в "Аншлаг".
Повторяю, жизнь есть жизнь, и я прекрасно это понимаю. Но все равно жаль, что умное и обаятельное лицо Пореченкова выставлено на распродажу.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Аналитическая программа В.Третьякова "Что делать?" ("Культура") в лучших своих выпусках - как на минувшей неделе - действительно аналитическая, то есть располагающая к анализу в естественном, органическом состоянии души, вбирающей в себя энергию разума. Энергия эта вдохновляется соприсутствующими за экраном людьми и личным, чаще горьким, опытом участия, вольного и невольного, в движении-кружении государства на арене жизни. "Куда нам плыть?" - вопрос непраздный. Здесь не "умничать" надо, демонстрируя надуманное обаяние и недоступную "иным" элитарность, а страдать, и не о себе...
Третьяков, за которым серьезные испытания в публицистике и общественной жизни, в отличие от других ведущих обзорных программ для образованной публики ("Тем временем", "Времена", "Апокриф") существует в эфире в своем, не телевизионно высвеченном времени, но действительно своем, связанном и с нами. Это рождает доверие и стимулирует мысль зрителя-слушателя. В последней передаче обсуждались пути России, точки кипения и "направления выброса" государственных устремлений нашей страны, и не только в нынешний, болезненный период осознания нашего исторического одиночества в кругу недавних друзей и давних, как теперь говорят, "стратегических партнеров". Ведущий сформулировал полярные взгляды на наше будущее в мировом просторе как "комфортность для себя" без лишних амбиций и забот или все-таки ощущение своей миссии в мире и готовность, вытекающую отсюда, жертвовать чем-то из реалий этой комфортности. Интересны и содержательны были высказывания, в частности, политолога Миграняна и Аверьянова из Института философии РАН. Последний основательно говорил об органическом начале в формировании государственной политики во вне и внутри. Сразу вспомнились мысли Аполлона Григорьева об органичности, "живорожденности" произведения искусства, свободного от всяческого навязывания и схематического следования чужим правилам.
И если уж об этом, об органичности, то как не сказать о выдающейся актрисе Малого театра Татьяне Панковой, что блистала на днях на канале "Культура", рассказывая о своей жизни в искусстве...
Сергей БЕДНОВ, телевизионный критик:
- В телевизионном процессе есть явления частные, ежедневные. Меняются ведущие, открываются и закрываются какие-то программы. А есть глобальные, определяющие некую стратегию развития. Об одном таком явлении - снижении качества телевизионного продукта, приводящему к отуплению зрителя, - говорится давно и много. Но есть на нашем ТВ и немногочисленные положительные тенденции. И к ним в первую очередь я бы отнес возрастающий интерес к кинодокументалистике и биографическим программам. О том, что этому жанру будет уделяться больше внимания, уже объявили 1 канал и ТВЦ.
И в самом деле документальные фильмы заняли свою нишу в эфире. Особенным успехом у зрителей пользуются программы, реконструирующие исторические события и биографии людей. Из недавних примеров - фильмы об убийстве Кирова, о последних годах жизни Ленина, о Григории Распутине. Снятые с размахом, с участием хороших актеров, с использованием спецэффектов, досконально реконструирующие быт и нравы эпохи, они смотрятся на одном дыхании, почти как голливудские блокбастеры. Собственно, подтверждается старая истина - нет ничего интересней для драматургического материала, чем судьбы конкретных людей. Не случайно биографический жанр и в литературе, и в кино всегда пользовался такой популярностью. Практически все ведущие каналы в своих программах рассказывают, как это принято называть, о "жизни замечательных людей".
Одно плохо. При всем разнообразии подобных программ в эфире им отводится очень неудобное время - раннее утро или поздний вечер. А ведь эти программы с удовольствием смотрят и подростки, хотя бы так осваивая азы отечественной и мировой истории.