НУЖНА ЛИ ОХОТА НА ВЕДЬМ?

Московская городская Дума начала работу над поправками к Федеральному закону "Об охране здоровья граждан", которые направлены на ограничения и даже запреты деятельности тех, кто под маркой целительства оказывает оккультно-мистические услуги: снимает порчу, убирает "венцы безбрачия", "рубит" биоэнергетические "хвосты" у излишне доверчивых пациентов. А что думают по этому поводу наши читатели?

Владимир ВОЛОШИН, психиатр, доктор медицинских наук:
- В 90-х годах я как врач принимал участие в исследованиях, проводившихся Министерством науки России среди тех, кто причисляет себя к целителям. Результаты ошеломили: из всех участвовавших в исследованиях людей "с нетрадиционными способностями" истинно врачующих оказалось около 4 процентов. Остальные - либо шарлатаны, либо люди, сами не вполне здоровые.
Думаю, законодатели в своей работе должны иметь четкие ответы на несколько вопросов. Почему закон "Об охране здоровья граждан" не работает в нынешнем виде? Если запрещать, то что именно? Каков вообще должен быть механизм, отделяющий народных целителей (например, тех же травников) от шарлатанов? Какая ответственность ждет тех, кто нанес вред здоровью пациентов?
Если ответы будут найдены, то никому не удастся обвинить депутатов в огульности, в "охоте на ведьм". А эффект от работы настоящих целителей, работающих в тандеме с официальной медициной, я видел: он действительно потрясающий.
Роман КАРЦЕВ, артист эстрады:
- У человека должна быть возможность выбора, к кому идти со своими болячками: врачам, экстрасенсам, ясновидящим... И никакого особого закона тут не нужно. Известны случаи, когда от неумелых действий дипломированных врачей умирали люди, и, наоборот, благодаря нетрадиционной медицине - возвращались чуть ли не с того света. А как быть с теми сложными случаями, когда врачи просто отказываются от больного и отправляют его домой умирать? Такой человек должен использовать все шансы, пусть даже самые мизерные и эфемерные.
Сомневаюсь, что чиновники на местах смогут отделить "хороших" целителей от "плохих". Я избегаю общаться с гадалками и разного рода предсказателями будущего. Но со мной был случай, когда целительница на расстоянии избавила меня от головокружения. А когда в почках обнаружили камни, я начал принимать настои из специально подобранного состава трав, и камни "вышли". Кроме того, я был свидетелем, как целитель-травник вылечил человека от язвы.
Среди целителей, конечно, полно шарлатанов, цыганок всяких безграмотных, которые могут такого зелья намешать, что вы в придачу к своей болезни получите еще парочку сопутствующих. Но есть люди, которым дар врачевания ниспослан свыше. Я думаю, в борьбе с телесными недугами все средства хороши. Лишь бы не навредило.
Римма КАЗАКОВА, поэтесса:
- Услугами магов и чародеев не пользуюсь. Но убеждалась, что предсказания астрологов иногда сбываются. Однажды прочла в астрологическом календаре о том, что в этот день на дорогах будет сложная ситуация. Поехала в Переделкино. Перед поворотом притормозила, включила сигнал поворота, и в этот миг в меня сзади врезалась машина. Гаишнику призналась, что виновата. Но он сказал, что я все сделала правильно, и всю вину возложил на того водителя, который ехал за мной. Считаю, что людям, занимающимся оккультными науками, не надо мешать. Кто им верит, тот получает от них помощь и защиту. Другие к ним не пойдут.
Николай ПЕТРАКОВ, академик, директор Института проблем рынка РАН:
- Оккультными услугами не пользуюсь и на кофейной гуще не гадаю. Но считаю, что научные исследования в области народной медицины, магии и чародейства запрещать нельзя. В свое время пытались ополчиться и на гипноз, который сейчас широко используется в медицине, и на телепатию, которая тоже имеет место в нашей жизни. Такие гонения лишь отдалили человечество от решения некоторых насущных проблем в здравоохранении. Надо ли запрещать применение оккультных знаний для лечения людей, решения их семейных и бытовых проблем? Думается, запрещать тоже нельзя, а вот качество услуг и ответственность за них повышать надо.
Олег БОЧАРОВ, заместитель председателя Мосгордумы:
- Тот, кто обещает человеку лечение, должен нести ответственность за результат. Даже если это маг или чародей. Если оккультные услуги касаются жизни и здоровья граждан, то они должны лицензироваться, то есть целителю необходимо получить официальное разрешение на свою деятельность. Если же оккультные услуги не касаются жизни и здоровья граждан (к примеру, "маг" дает консультации по семейным проблемам или занимается гаданием, а его клиент надеется на чудо), то такого рода бизнес никто не ограничит.
Лариса ВАСИЛЬЕВА, поэтесса и прозаик:
- Боюсь, очередная охота на ведьм ни к чему хорошему не приведет. Пример московских депутатов поспешат подхватить законодатели в регионах. Но о каких лицензиях можно говорить в отношении, например, престарелой знахарки, которая лечит народ травами или какими-нибудь другими неизученными наукой методами в своей глухой деревеньке? Кто и по каким критериям будет решать: дать ей такое разрешение или нет? И вряд ли попадут в госбюджет эти условные миллионы за "оккультные услуги", которые чиновники каким-то невероятным образом исхитрились подсчитать. Охота на ведьм стара как мир. Слава Богу, у нас в стране она никогда не приобретала такой массовости, как, например, в средневековой Европе. Россия - страна большая, и до всех "ведьм" властям не дотянуться. Я говорю о настоящих народных целителях, чьи знания передаются из поколения в поколение. Для этих людей я бы открыла двери официальной медицины. У них есть чему поучиться.