КВАДРАТНЫЕ ДОЛЛАРЫ

В профессионально работающих агентствах (наши риэлтерские фирмы не в счет) существует отработанная годами методика определения цены недвижимости. Ее определяют тремя методами. Первый - затратный. Подсчитывается, сколько пришлось потратить на строительство данного жилья. Второй - определяют стоимость аренды за 100 месяцев. Столько примерно стоит квартира. Западные риэлтеры исходят из того, что вложения в недвижимость должны окупиться за семь, максимум - восемь лет. Соответственно, при сдаче в аренду считают, за сколько можно ее продать, и делят эту цифру на 100. Третий способ (которым пользуются у нас) сравнительный - за сколько аналогичный дом (квартиру) сдали на соседней улице. А дальше берется среднее арифметическое. Столь сложная система, объясняли мне на Западе, нужна, чтобы клиента не обманули. Наши "риэлтеры" не утруждают себя подобными расчетами. Их задача - получить как можно быстрее деньги. Дав рекламу в газете и получив информацию, они эту информацию "продают", полагая, что рынок сам расставит все по своим местам. Поэтому, чтобы получить за свои квадратные метры оптимальную цену, всю эту черную работу владелец жилья должен взять на себя. Именно так я и поступаю. Прежде чем "сдать" квартиру, звоню в агентства и пробую квартиру снять.

адо отдать должное нашим маклерам, они охотно делятся информацией. Заведующая отделом аренды одной из фирм вводит меня в курс дела. Год назад в Москве можно было снять однокомнатную квартиру даже за 150 долларов, двухкомнатную за 200 - 250. Сегодня меньше чем за 200 долларов однокомнатную квартиру в Москве не сдают. Когда появляется однокомнатная квартира у метро за 250 долларов, она "улетает" в тот же день. Обычная "двушка" у метро, в панельном доме, со старой мебелью и далеко не в центре стоит 300 - 350. Примерно на столько же потянет однокомнатная квартира в центре со старой мебелью. А если она после "евроремонта", с импортной сантехникой, мебельным гарнитуром, цена подскакивает до 500 - 600 долларов. Двух-, трехкомнатная квартира с хорошей мебелью и ремонтом может стоить 3 - 4 тысячи. Недавно по агентствам прошла информация о квартире, за которую просили 13 тысяч долларов в месяц. Семь комнат площадью 350 метров.
Пройдя, таким образом, необходимый ликбез и оценив свою квартиру, я приступаю к делу. Звоню в одно из агентств и сообщаю, что хочу сдать однокомнатную квартиру в центре со всеми удобствами и мебелью за 400 долларов. Разумеется, сдавать ее я не собираюсь, самому-то где тогда жить? Мне важно понять, как формируются цены. Риэлтерская фирма принимает заявку, а я на всякий случай стараюсь придать своей квартире "нежилой" вид и жду клиентов. Первые три дня телефон молчит. На четвертый раздается звонок. Робкий женский голос уточняет:
- Вы еще не сдали свою квартиру? И ее можно посмотреть? - еще больше удивляется моя собеседница. - Тогда мы сейчас к вам приедем.
Она появляется ровно через 30 минут и сразу начинает рассказывать о себе. Сама из Подмосковья, работает в инофирме, платить будет регулярно, готова сейчас же внести аванс за два месяца.
- Но вы же еще не посмотрели квартиру, - удивляюсь я.
- Меня ваша квартира устраивает, - заявляет она. - Но должна вас предупредить: у меня есть друг, который будет иногда здесь ночевать.
- Какие проблемы? Я не швейцар гостиницы советских времен, чтобы следить за вашей нравственностью. Мне штамп в паспорте не нужен.
- А еще у меня есть маленькая собачка, - продолжает она.
- А вот против собачки категорически возражаю, - обрадованно сообщаю я, довольный, что сумел все-таки выкрутиться.
После этого телефон звонит не переставая. Звонят риэлтеры. Выяснив, какая в квартире мебель, есть ли домофон и железная дверь, они говорят, что моя квартира их устраивает, и обещают перезвонить, предварительно сговорившись с клиентом о времени осмотра. Но второй раз до меня дозвониться не так-то просто. Я не успеваю отойти от телефона, как раздается очередной звонок. Все же некоторые дозваниваются. А спустя два часа появляется второй посетитель - молодой человек лет 25. Окинув взглядом квартиру, он заявляет, что согласен.
- Я менеджер, представитель фирмы, которая приглашает специалистов с периферии. Иногородние согласны работать за жилье и зарплату в 200 долларов, - откровенничает менеджер. - Сейчас многие фирмы таким образом сбивают цены на московском рынке рабочей силы. Но и вам, разумеется, придется скостить цену.
По вполне понятным причинам я сообщаю ему, что цену снижать не собираюсь. На том и расстаемся. Потом он еще два раза звонит, говорит, что их руководство согласно на 350. Но я твердо стою на цифре 400. Следующие посетители - москвичи, которым очень нужен мой район. Они живут на соседней улице, свою трехкомнатную квартиру сдали (а что делать - в НИИ муж получает символическую зарплату), но 400 платить им не хочется. Я даже не пытаюсь узнать, за сколько они сдают свою квартиру. Но снижать цену отказываюсь. Зато все остальные клиенты соглашаются и на 400. Но тут я им объясняю, что пять минут назад сдал квартиру женщине из Норильска, которая привезла своего десятилетнего сына в Москву учиться играть в футбол. Его пригласил чуть ли не сам Романцев. Эту женщину мне не пришлось придумывать, она действительно позвонила по телефону и просила никому квартиру не сдавать, заявила, что снимает, не глядя, а если нужно гарантировать порядок в квартире, это сделает сам тренер "Спартака". Звонки продолжаются, но я сворачиваю эксперимент, больше никого смотреть квартиру не приглашаю. Последними в 10 вечера ко мне приходят три женщины. Одна - потенциальный квартиросъемщик, две другие - маклеры реэлтерской фирмы. Они живут недалеко друг от друга, а поздно вечером, особенно зимой, возвращаться в одиночку им страшно. Вот и ходят по вечерам вдвоем. В порядке компенсации за безрезультатный визит я предлагаю им чай с бутербродами, и они за чашкой чая рассказывают о риэлтерской работе.
В Москве работает свыше двух тысяч агентств по аренде жилья, не считая серых маклеров-одиночек, и всем работы хватает. Большинство агентов - женщины. Чаще всего одинокие. Какой муж выдержит бесконечные, до поздней ночи звонки на тему, что за мебель в квартире, есть ли домофон и железная дверь. Только женщины способны в любое время суток отправляться в разные концы города смотреть жилье, выслушивая по дороге бесчисленные личные истории и вникая в проблемы своих клиентов, которыми наши люди "обвешивают" квартирного маклера. Более того, после сдачи квартиры менеджеру подчас приходится разбираться с возникшими проблемами и давать советы, как избавиться от барабашки, который живет в снятой квартире. Впрочем, барабашки, равно как и унитаз на две персоны с пристяжными ремнями (был и такой случай) - это уже из области приколов и экзотики.
Основные действующие лица на этом рынке - люди, для которых аренда и сдача обычной московской квартиры - единственная возможность вписаться в нашу экономику.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
- Здравствуйте, я ваш новый жилец!
- А где старый?
- А старый уже не жилец...