ВОЙНА ЗАБУКСОВАЛА, НО МИР НЕ СТАЛ БЛИЖЕ

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
Андрей ВИХАРЕВ, заместитель председателя Совета Федерации:
-

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
Андрей ВИХАРЕВ, заместитель председателя Совета Федерации:
- Число беженцев, которые будут уходить в сторону Ирана и Турции, может составить до 600 тысяч человек. На мой взгляд, Россия просто обязана развернуть гуманитарную миссию на территории Ирана, что, по сообщениям из определенных источников, и планируется сделать.
Ираку непросто приходится последние 13 лет. Экономическое эмбарго; отсутствие современного оборудования, продовольствия, лекарств. Уже погибло 1,5 миллиона иракцев, и каждый день гибнут еще. На мой взгляд, мы должны оказать Ираку посильную помощь. Вполне закономерно, что глава МЧС России Сергей Шойгу выступил с заявлением о том, что Россия окажет гуманитарную помощь иракским гражданам, которые будут покидать страну из-за военной операции.
Мне представляется, что Ирак - далеко не последнее государство в мире, вызывающее опасение у Запада. Логически эту вереницу продолжают Северная Корея, Иран, Сирия, Пакистан, Саудовская Аравия, возможно, часть стран СНГ. То есть все те государства, которые являются закрытыми, имеют тоталитарные или близкие к ним режимы и где велика вероятность наличия оружия массового уничтожения.
Россия сейчас просто обязана сделать все для того, чтобы войны в мире не длились до бесконечности. Наша историческая миссия - все сделать, чтобы создать прецедент мирного урегулирования конфликта такого масштаба.
ГЕРМАНИЯ: НЕМЦЫ ГОТОВЫ СТАТЬ МИШЕНЬЮ
Каждый третий взрослый немец, как показал опрос ЭМНИД - самого авторитетного в стране института, изучающего общественное настроение, - боится, что агрессия против Ирака может перерасти в третью мировую войну. И вполне закономерно, что впервые в Германии движение протеста объединило восток страны и запад, пожилых и юных, верующих и атеистов, левых и правых.
Через центр Берлина на машине не проехать, практически беспрерывно идут многотысячные демонстрации, вспыхивают дискуссии, в которых маленькие группы немедленно разрастаются до толпы. Немцы становятся "военными экспертами", рассуждая на кухне, в вагонах "подземки", на работе, на улицах об "умном оружии" или тактических маневрах, задачах политиков и дипломатов, меняют, что не принято в мирное время, отпускные планы, судорожно следят за скачками индексов на бирже, прилипают взором к телеэкранам, едва речь заходит об Ираке, а самые отважные даже отправляются в Багдад.
Моим коллегам из "Берлинер цайтунг" удалось связаться по телефону с Фредом Клингером, 53-летним активистом из католической антивоенной организации "Мир Христа", который вместе со сверстником Райнхольдом Вассманом, ученым из транспортного института, отправился в иракскую столицу в качестве "живого щита". Мы служим миру, рассказал Клингер, солидарны с местным населением, работаем в тесном контакте с представителями других зарубежных антивоенных организаций. Живем в не очень надежном шестиэтажном отеле, на ночь спускаемся в подвал, переоборудованный под бомбоубежище, которых, к сожалению, лишено большинство простых иракцев. Запаслись продуктами и питьевой водой на несколько дней. У багдадцев такие возможности ограничены, поскольку резко возросли цены на продовольствие, да и ощущается дефицит продуктов питания. Мы носим футболки с надписями на арабском языке "Долой войну против Ирака!" Везде, прочитав эти слова, нас бурно приветствуют. Ненависть к американцам видна на каждом шагу. Таксист рассказал нам, что раздал своим детям ножи для самообороны. Завтра мы пойдем в сиротский дом, там всегда нужна помощь...
Рудольф КОЛЧАНОВ, соб. корр. "Труда". БЕРЛИН.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: "НЕ ОТ МОЕГО ИМЕНИ!"
Старая английская традиция требует, чтоб, когда говорят пушки, молчали не музы, а те подданные короны, которые не согласны со вступлением их страны в войну. Войну можно обсуждать сколько угодно, пока она не началась, но после того, как солдаты Ее Величества вступили в боевые действия, весь народ должен дружно поддерживать своих парней.
Традиция свято соблюдалась сотни лет, но в минувшую субботу ее нарушили сразу 200 тысяч британцев. Они вышли на улицы Лондона, Манчестера, Бристоля и других городов, чтобы высказать свое несогласие с решением правительства Блэра принять участие в военной операции против Ирака. И хотя число участников этой демонстрации было несравнимо меньше, чем месяц назад, когда, по данным полиции, на антивоенном митинге в Гайд-парке собралось около миллиона человек, для страны, привыкшей безоговорочно поддерживать свою воюющую армию, это было событие беспрецедентное.
Но какие цели преследовали манифестанты? Вряд ли они всерьез рассчитывали на то, что союзники дадут обратный ход и уберутся из Ирака. "Конечно, нет, - сказал мне известный британский театральный актер Корин Редгрейв, которого я встретил в колонне демонстрантов, - наш протест не вернет солдат в казармы, но мы хотим, чтобы правительство Блэра и администрация Буша знали о нашем несогласии с их политикой. Я знаю, что по традиции мы должны поддерживать наших солдат, и я искренне желаю, чтобы они целыми и невредимыми вернулись домой. Но я не могу поступиться своими принципами. Я хочу, чтобы все знали, что эта война ведется не от моего имени".
Кстати, плакаты со словами "Не от моего имени!" были самыми популярными на демонстрации. "Мы хотим, чтобы правительство знало, что те, кто возражает против войны, настроены очень серьезно и не собираются опускать руки", - сказал мне на прощание Корин Редгрейв.
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда". ЛОНДОН.
ЧЕХИЯ: ПРОМОЛЧАТЬ - ЗНАЧИТ СОГЛАСИТЬСЯ
Эти слова были написаны на одном из транспарантов, с которыми вышли к конному памятнику Святому Вацлаву в центре Праги сотни демонстрантов по призыву общественной организации Антивоенная инициатива. В толпе собравшихся можно было видеть и наполовину разорванные бело-голубые флаги ООН.
Следует отметить, что в конечном счете и правительство устами своего премьера вынуждено было отреагировать на настроения граждан. На прошедшей здесь пресс-конференции Владимир Шпидла подчеркнул, что чешский батальон противохимической защиты, размещенный в Кувейте, не принимает участия в боевых действиях. Его единственная задача - быстро оказать помощь тем, кто мог бы пострадать от возможного использования Багдадом оружия массового поражения.
Правительство, сказал премьер, не уполномочено народом и парламентом поддержать вторжение, а перед чешским батальоном поставлены по существу лишь гуманитарные задачи. На вопрос о том, почему же Чехия оказалась в опубликованном Вашингтоном списке стран, входящих в антииракскую агрессивную коалицию, Шпидла ответил, что об этом надо спросить американских дипломатов.
Владимир ШЕЛЕПИН, соб. корр. "Труда". ПРАГА.