10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОД КРЫШЕЙ ДОМА ЮРИЯ АНТОНОВА

Уралова Ксения
Опубликовано 01:01 25 Марта 2004г.
Рассказывают, что еще во времена существования СССР на творчество певца и композитора Юрия Антонова обратил внимание сам глава мирового рок-олимпа Пол Маккартни. Ну а в нашей стране число поклонников Юрия Михайловича измеряется десятками миллионов - от детсадовцев до пенсионеров, от дворников до академиков. На этой неделе - 26, 27 и 28 марта - самых везучих из них примет Государственный Кремлевский дворец, где состоятся сольные выступления народного артиста России, отмечающего 40-летие творческой деятельности.

- Юрий Михайлович, обычно музыкальность наследуется от родителей. У вас тоже так было?
- Наверное. Но вообще-то я родился в семье военнослужащего. Это случилось в городе Ташкенте, потом мы переехали в г.Молодечно Белорусской ССР, где тоже жаркое лето, но зима куда суровее среднеазиатской. Мое детство было не такое шикарное, как у многих нынешних ребятишек, - у нас не водилось не только сотовых телефонов, но даже простеньких гитар. Впрочем, это не мешало нам чувствовать себя счастливыми. Хотя отец воспитывал меня в строгости и приложил максимум усилий, чтобы я вырос серьезным, обязательным человеком. Считаю, что это ему удалось.
- Хотите сказать, что были пай-мальчиком?
- Ну не до такой степени. Во дворе меня даже считали изрядным хулиганом. Хотя компания моих приятелей была некурящая и непьющая. Мы лазили по соседским огородам, где запасались морковкой, яблочками... По очереди стояли "на шухере", воображая себя партизанами. Вечерами ходили на речку, жгли костры, пекли картошку. Особых изысков в одежде не было: кепка, куртка, кирзовые сапоги. В местный ДК на танцы нас не пускали, считали маленькими. Чтобы чем-то себя занять на улице, мы становились зрителями, а то и участниками кулачных боев, когда один район шел стенкой на другой. Но это было не то что теперешние разборки - сражения шли по-честному, лежачих не били...
- В то время молодежь начинала работать c раннего возраста. Помните свой первый заработанный рубль?
- Конечно. С 14 лет я получал большие по тем временам деньги. Брал трофейный аккордеон, привезенный из Германии, и на попутках ехал 25 километров до депо, где руководил хором. На что уходил заработок? Большую часть отдавал родителям, немного оставлял на карманные расходы: покупал лимонад, сладости.
- В начале творческого пути доводилось подпадать под цензуру?
- Сплошь и рядом, причем придирки бывали самые разные. Например, в сольной программе разрешалось спеть не более 1 - 2 композиций из репертуара "Битлз", зато в обязательном порядке должны были присутствовать песни членов Союза композиторов. Иначе тебя могли вовсе не выпустить на сцену. Но я твердо говорил: "Никогда это петь не буду!" Пытались принудить -не получилось. В "Росконцерте" ансамблю "Добры молодцы", в котором я был солистом, приходилось сдавать концертную программу по 18 раз! Борьба, которую я провел в те годы, сильно меня закалила.
-Наверное, существовали "стандарты" и по внешнему виду?
-В те годы среди молодежи была мода на длинные волосы, бакенбарды, как у Тома Джонса. Но худсоветы ее не признавали. Как-то мы сдавали очередную программу, и члены комиссии потребовали укоротить наши шевелюры. В знак протеста мы всем коллективом постриглись наголо. "Что вы наделали!" - потом возмущалось жюри. На что мы отвечали: "Так ведь такой имидж никто не запрещал?"
- Какой из периодов творческой деятельности вспоминается с особой теплотой?
- Как ни странно, 70-е годы, когда во всем чувствовалась несвобода. В то время достаточно было приглашения к директору "Росконцерта", не говорю уж о вызове в отдел культуры ЦК партии - и настроение падало на неделю. Впрочем, особенно громко нас не ругали, штрафные санкции не накладывали. Наверное, сказывался и оптимизм молодости, когда прессинг воспринимался не так остро. Да и мудрая память в основном сохранила хорошее, отсеяв дурное.
- Ваш рекорд - 28 концертов за 15 дней в огромном СКК в Ленинграде - кажется, не побит до сих пор. Как удавалось собирать по 14 тысяч зрителей и утром, и вечером?
- Тут, наверное, "виноваты" не только мы, но и организаторы. Билет-то стоил не 3 - 5 тысяч, как сплошь и рядом сейчас, а 3 - 5 рублей. Сегодняшней молодежи, наверное, такие цены кажутся фантастикой, дедушкиными сказками. Но это было. Другое дело - что публика могла за эти деньги услышать? Спортивно-концертный комплекс и сейчас-то очень тяжело озвучить. А тогда мы играли в гигантском зале на плохой аппаратуре перед морем народа. До сих пор не могу понять, как работали с такими паршивыми усилителями, как зрители этот звук терпели? Скорее всего, они приходили, чтобы просто посидеть, покурить, пошушукаться под наши музыкальные упражнения (смеется).
- Известно, что вам довелось "послужить" и в Чечне...
- В начале 80-х мне было отказано в звании заслуженного артиста, хотя "Росконцерт" зарабатывал на мне огромные деньги. Я обиделся и по приглашению моего друга Махмуда Эсамбаева уехал в Грозный. Отработал три года в филармонии, и правительство Чечено-Ингушетии наградило меня этим почетным званием.
- У вас много друзей?
- Настоящих много не бывает.
- А любовь повлияла на творчество?
- Любовь - штука непостоянная: когда все хорошо, она тебя возвышает, а возникли проблемы - сразу наступает угнетенное состояние. Кого-то, наверное, удивлю признанием, но любовная муза меня никогда не вдохновляла на сочинение. Витать в облаках - не по мне, я просто садился за инструмент и работал.
- На заказ много писали?
- "На улице Каштановой" - это первый, но не последний опыт. Мне позвонил поэт Игорь Шаферан и предложил стихи, посвященные юбилею Крымской области. Я сел за инструмент и за полчаса сочинил песню, которая стала хитом.
- Как часто вас приглашают в гости на радио, в качестве члена жюри конкурсов песни, фестивалей?
- На радио бываю редко, хотя мои песни там крутят часто, особенно на "Ретро", "На семи холмах". Различные конкурсы и фестивали - дело в принципе хорошее, но то, как они проходят у нас, превращает их, я считаю, в пустую трату времени. Известно же: первые места, как правило, покупаются. У меня же с рождения гипертрофированное чувство справедливости, поэтому организаторы, наверное, боятся, что Антонов будет гнуть свою линию, отстаивать талантливых людей... Вообще я редко появляюсь на публике, избегаю тусовок. Мне это неинтересно.
- В связи с этим многие поклонники даже решили, что Юрий Антонов покинул Россию. Кстати, не было таких мыслей?
- В 1976 году я женился на девушке, которая собралась всей семьей переехать на Запад, подготовил себе и ей необходимые документы, купил билеты. Помог им перебраться в Штаты, оплатил все расходы и... остался в своей стране. Понял, что не могу навсегда оставить Россию. Впоследствии ни разу не пожалел о том решении.
- Не находите, что русский шоу-бизнес потихоньку цивилизуется, приближается к мировым стандартам?
- Даже отдаленных признаков этого нет. Развитый шоу-бизнес означает твердое соблюдение юридических, финансовых да просто моральных законов и обязательств. Но о каком соблюдении законов можно говорить, когда альбомы артистов, еще не успевших их толком выпустить, тут же копируются и продаются "пиратами"? Вот вам и весь "шоу-бизнес"!
- Как реагируете на телевизионные эксперименты по "выпеканию" новых звезд?
- Звезды на фабриках не делаются. Там выпускается поток гуттаперчевых мальчиков и девочек, которые ездят по стране, открывают рот под фонограмму и дурят малолетних "ценителей вокала". Если бы это случилось в западных странах, то уголовного преследования организаторы таких проектов не избежали бы. Я всю жизнь работал "вживую". И считаю, что народ не должен платить деньги за фонограмму.
- Юрий Михайлович, а политикой интересуетесь?
- Интересуюсь. Всегда принимаю участие в выборах. Не люблю громких слов по поводу торжества демократии в России. То, что мы имели последние 12 лет, - никакая не демократия, а переходный период из мечтаний о коммунизме к гипотетическому светлому буржуазному будущему. Без этого периода, конечно, нельзя, но слишком уж много беспредела. Вспомните, как было после войны в Южной Корее: разруха, сельское хозяйство "на нуле". Что они делают? Отменяют выходные, праздничные дни, отпуска. Вся нация работает, вкалывает ради счастливого будущего страны. В итоге корейцы живут, а русские выживают.
- А еще бытует мнение: если народ верует - значит он выдержит все испытания. Каково ваше отношение к возвращению православия в массы?
- Я с большим уважением отношусь к православию и даже ношу крест, который был освящен в Иерусалиме, у гроба Господня. Вообще приветствую возрождение любой традиционной конфессии. Верующий народ - это нормальный народ. Но в нашем государстве, где в основном живут русские, должно главенствовать православие, не ущемляя при этом права верующих других религий.
- Когда развилась ваша известная любовь к животным?
- Первого котенка я завел 17 лет назад. Кстати, тот кот Кузя до сих пор жив. С каждым годом животных становилось все больше. Ну не мог я пройти мимо брошенных, голодных братьев наших меньших! Сейчас в моем загородном доме проживают 16 собак и 20 кошек. Всех знаю поименно и люблю.
- Чем собираетесь заняться после юбилейных концертов? Может, отдохнете - все-таки возраст уже не юношеский...
- Да какие мои годы! На пенсию пока не собираюсь. Быть может, запишу еще парочку альбомов, прокачусь с новыми песнями по стране. Хочу снова взглянуть в глаза моим зрителям...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников