04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КУДА ДЕВАТЬ ЛИШНИЙ СПИРТ?

Осинин Валерий
Опубликовано 01:01 25 Марта 2005г.
Доля теневого рынка алкоголя в России в 2005 году продолжит тенденцию к сокращению - такие прогнозы экспертов преобладали в минувшем году. Выводы строились на показателях положительной динамики роста покупательной способности населения (когда все больше людей может позволить себе покупать качественный алкоголь, а не дешевые подделки), на общем снижении по стране употребления крепких спиртных напитков, учитывались и прочие экономические выкладки. Однако в начале текущего года наряду с новыми законотворческими и регулирующими усилиями государства в сфере алкогольной отрасли отечественные производители спиртного, а также различные общественные и деловые организации потребовали немедленного вмешательства в ситуацию вокруг алкогольного рынка и здоровья населения на самом высоком уровне.

Например, всероссийские объединения клубов здорового образа жизни "Оптималист" и "Союз борьбы за народную трезвость" в середине марта направили письмо президенту Владимиру Путину, в котором приводят действительно страшную статистику - средний российский мужчина выпивает бутылку водки через день, средняя продолжительность его жизни составляет всего 58 лет, - и просят "...приступить к постепенному введению в России "сухого закона". Интересным и серьезным представляется в этом плане и обращение председателя Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павла Шапкина к министру финансов Алексею Кудрину.
В этом документе глава НАА справедливо утверждает, что основной сырьевой базой теневого алкогольного рынка является вполне официальное производство технического спирта, которое в четыре раза превышает потребности народного хозяйства страны. Весь "сверхплановый" технический спирт в гигантских количествах (более 25 млн. декалитров ежегодно) идет на производство фальшивой водки или поступает в оборот в виде продукции "двойного назначения". Павел Шапкин предлагает излишки технического спирта направлять в качестве добавок при производстве моторного топлива, установив на такой спирт и бензин с его содержанием льготные (пониженные) акцизы. Таким образом, по мнению автора идеи, решается сразу несколько проблем: теневой рынок лишается естественной подпитки, госбюджет перестает нести потери от деятельности теневиков, население больше не травится фальсифицированной водкой, автопарк страны получает более экологичный и экономичный вид топлива. Завершается послание к министру просьбой "при подготовке изменений в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ ввести средневзвешенную ставку акциза (3129 руб. за тонну) на бензин с объемным содержанием этилового спирта 5%". По расчетам Павла Шапкина, производство каждой тонны такого бензина будет приносить бюджету чистый экономический эффект, равный 6800 рублям в денежном выражении.
Изложенные в письме алгоритм тотального перехода на новый вид топлива и получаемые от этого экономические результаты привлекательны прежде всего своей кажущейся обоснованностью и легкостью, с которой можно решить сразу несколько проблем. Однако представленный министру финансов документ не может не вызывать серьезных вопросов. Ведь чтобы наладить производство нового вида топлива, используя при этом такие гигантские излишки спирта, потребуется перепрофилировать на новые технологии бензиновые заводы страны. Быстро это не сделаешь, да и затраты предстоят соответствующие. Согласен ли и, главное, готов ли бензиновый бизнес к такой радикальной перестройке? Кроме того, эксперты по нефтяной отрасли указывают на одну весьма существенную деталь - абсолютный этиловый спирт очень гигроскопичен и поглощает влагу даже из воздуха. Наличие в цистерне даже небольшого количества водяного осадка приводит к резкому снижению содержания спирта в топливе, поэтому бензин с добавкой спирта требует специальных условий хранения и строгого (каждые трое суток) контроля за содержанием спирта. Специалисты утверждают, что на сегодняшний день практически ни одна нефтебаза России не приспособлена для хранения бензина с добавкой спирта. Более того, почти нет приборов для контроля содержания спирта. Поэтому торгующие бензином компании не смогут быть абсолютно уверены, содержит их топливо спирт или нет. И отсюда логично вытекает следующий вопрос: как вообще проследить, что технический спирт не попадает перекупщику, а затем прямиком на черный рынок алкоголя?
Павел Шапкин в схеме перехода на производство моторного спирта не указал конкретные заводы или приблизительное количество предприятий, переориентированных на изготовление исключительно топливного компонента. Не продуман и механизм контроля за доставкой спирта от изготовителя на бензиновый завод и использованием по прямому назначению. Например, денатурирование спирта тем же бензином еще на предприятии-изготовителе. Автор документа подробно расписал экономические приемы по лишению теневого рынка алкоголя его сырьевой подпитки (снижение акцизов на спирт и бензин с его содержанием, снятие давления на легальный алкогольный рынок).
Однако очевидно, что применение указанных мер без одновременного контроля за распределением и оборотом технического спирта, учитывая невозможность хранения и проверки спиртосодержащего топлива на существующих бензохранилищах, ничего не даст. Идея главы НАА будет иметь, скорее всего, обратный эффект. В соответствии с предложениями Павла Шапкина теневой бизнес получит в оборот гигантские объемы сырья, защищенные официальной документацией (как предназначенные для топливного производства), оплаченные по льготным акцизным ставкам, но никем не контролируемые. В итоге и без того колоссальный теневой алкогольный рынок получает дополнительный сегмент, работающий по так называемой "серой" схеме, что гораздо хуже "черной". Понятно, что отследить и пресечь оборот официально задокументированной контрафактной продукции будет невероятно сложно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников