СЫГРАЛИ В ЖИЛУ

Скрипачка Изабель Фауст, дирижер Теодор Курентзис и его новосибирский оркестр Musica Aeterna сыграли в Большом зале Консерватории Бетховена. Пятая симфония и скрипичный концерт прозвучали одновременно старинно и новаторски.

Как оркестру им всего четыре года, а средний возраст музыкантов - не более 25 лет. Они репетируют и играют в Новосибирске, но отзвуки уже разносятся не только по Москве, но и по всей Европе. Амбициозный, дерзкий, пластичный и бешеный Теодор Курентзис пребывает у молодых оркестрантов в статусе настоящего гуру. Не случайно в буклете есть фото, где весь состав сидит в позе лотоса и учится правильно дышать. После этого концерта стало очевидно, что подобного рода тренинги - это не блажь. Когда у тебя в руках барочный смычок, который скользит по жильным струнам, у музыкантов нет права на ошибку. А если нужно вдруг резко затихнуть, а потом словно въехать в максимальную громкость на бешеной скорости - и вправду надо учиться дышать в унисон.
Такого бережного отношения, которое темпераментный грек демонстрировал в адрес Изабель, я не наблюдал ни разу. Они встречались глазами и едва заметным кивком головы отпускали тормоза после томительных пауз. Солистка в элегантном лиловом концертном пальто словно спиною чувствовала каждый удар по литаврам, которые сопровождали ее игру. Специально по такому случаю исполнили раритет - вторую каденцию Бетховена в аранжировке Шнайдерхана. А Теодор показывал свой фирменный фокус, управляя оркестром одним движением глаз.
Пятая симфония, такая заезженная, такая растасканная на рингтоны, прошелестела над залом прекрасными, но мрачноватыми крыльями. Никакого имперского пафоса - этакая по-бетховенски невыносимая, мизантропическая легкость бытия.
"Я хочу подарить вам тихую музыку, а поэтому прошу посидеть тихо" - с фирменным акцентом сказал Теодор и заиграл Канон Арво Пярта. И только в тишайшем финале у кого-то на галерке все-таки затренькал мобильник, но от этого финал концерта прозвучал еще более несбыточно и печально.