МАРИЯ ШАЛАЕВА: "СЕГОДНЯ МУЖЧИНЫ - ЭТО СЛАБЫЙ ПОЛ"

Одну из главных премий на недавней "Нике" - за лучшую женскую роль 2007 года - получила актриса Мария Шалаева. Звезда фильма "Русалка" явилась на церемонию в необычном сиреневом шелковом платьице. Она не благодарила ни родителей, ни жюри, а рассыпалась в комплиментах прекрасным дамам - режиссеру фильма Анне Меликян и ведущей церемонии Ольге Будиной.

- Маша, вы твердо рассчитывали на получение "Ники", или эта статуэтка свалилась на вас как гром среди ясного неба?
- Наверное, в глубине души надежда получить награду от Российской киноакадемии теплилась, но я не думала, что такое вправду случится. Не стану скрывать, очень обрадовалась. С "Никой" в руке ты чувствуешь себя смелой и окрыленной - словом, немножечко богиней.
- Или такой девочкой-волшебницей, как ваша Алиса из "Русалки".
- Не сказала бы, что ассоциирую себя с ней. У меня сложное отношение к Алисе. Нельзя быть такой доверчивой и бесхитростной, как она, особенно в Москве. Люди не прощают чрезмерной открытости.
- Но сами вы со сцены вдруг разоткровенничались, признались в каких-то особых чувствах к Анне Меликян, Ольге Будиной... Не боялись, что вас неправильно поймут?
- Поскольку я не ожидала, что получу награду, то и речь не подготовила. А когда вышла на сцену, выпалила то, что чувствовала и видела вокруг. Ольга поразила меня своей женственностью и аристократическими чертами лица, тогда как Леонид Ярмольник, который держал в руке предназначенную мне "Нику", не произвел на меня никакого впечатления. К тому же нам, женщинам, в нынешней жизни все приходится брать в свои руки, не надеясь при этом на мужчин, которых все чаще мы называем слабым полом. По крайней мере с такой философией я сейчас живу. Сама воспитываю сына, сама зарабатываю на жизнь, как очень многие современные женщины.
- На последнем Берлинском кинофестивале, где фильм "Русалка" получил престижный приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ), никто не мог поверить, что вам, Маша, 27 лет. Как удалось перевоплотиться в девушку моложе себя на 10 лет?
- Как мне надоел этот вопрос, но все его почему-то задают: как это мне, такой старухе, удалось сыграть юную девушку?! Да я же актриса (хоть и без диплома, поскольку была отчислена из ВГИКа "за неспособность к учебе"), и это моя работа - играть людей разного возраста, характера, социального статуса.
- Может, дело в том, что в душе вы остались ребенком?
- Не люблю копаться в себе, выискивать, какие там во мне черты ребенка, а какие - взрослой тетки. Стараюсь вообще не заморачиваться на возрасте, на тонкостях собственного подсознания. К психотерапевтам не хожу, секретами продления молодости не интересуюсь и книжки "Как достичь успеха" не читаю.
-На церемонии вы были в необычном платье.
- Мой костюм придумала дизайнер Лена Ленская. Мне кажется, женщины лучше знают, как надо одевать женщин - что скрыть, а что подчеркнуть. Вот Лена верно почувствовала, что для нынешнего выхода мне понадобится платье чуть посвободнее, потому что я в последнее время немного поправилась. Бросила курить и, что называется, поползла.
- Относите себя к модницам?
- Я бы так не сказала. Мне нравится одежда, подчеркивающая индивидуальность человека. Хотя понимаю, что зеленые волосы моей героини в фильме "Русалка" - это уже некий экстрим. Но ведь она не такая как все, а особенная, с волшебным даром - исполнять желания других людей.
- Вы уже нашли в своей квартире место для "Ники"?
- Все мои награды и призы стоят на пианино, поскольку квартира небольшая и другого места для них нет.
ОТЧИСЛЕНЫ ЗА ЗВЕЗДНОСТЬ
Мария Шалаева - далеко не первая из успешных актрис, которых в юности отчисляли из вуза. Схожий поворот случался в судьбе многих ее коллег.
Георгий Вицин был исключен из училища Малого театра с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу".
Никита Михалков отчислен с первого курса Щукинского училища "за нарушение дисциплины" (за участие в киносъемках, что в 1960-е годы студентам строго запрещалось).
Вениамина Смехова в 1957 году выгнали из той же "Щуки" "за профнепригодность" и перевели с испытательным сроком в вольнослушатели.
Сергея Жигунова отчислили с актерского отделения этого же вуза за то, что он много снимался в кино и прогуливал занятия.
Владимира Машкова дважды выгоняли - из Новосибирского театрального училища и из Школы-студии МХАТ. Причем оба раза - за драки.
Ивана Стебунова отчислили из Новосибирского театрального училища, как и Машкова, за драку.
Среди современных актрис "Труду" не удалось найти ни одной отчисленной. Хотя над многими - как, например, над красавицей Олесей Судзиловской - эта угроза висела. Две легендарные актрисы старшего поколения - Жанна Прохоренко и Татьяна Самойлова - были отчислены из театральных училищ (Школы-студии МХАТ и "Щуки") за то, что, будучи студентками, снялись в таких легендарных фильмах, как "Баллада о солдате" и "Летят журавли".