Не уверен - не предавай

ТВ: что ни проект - то несчастливая семья

Лев Николаевич подумал и написал первую фразу: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И потом на нескольких сотнях страниц изложил печальную историю измены Анны Карениной. За 140 лет, что прошли со времени завершения романа, предложенное Толстым правило было тысячекратно подтверждено художественными произведениями всех жанров и видов искусств. А нынешние телевизионные мелодрамы и вовсе превратили его в аксиому. Теперь что ни проект — то несчастливая семья. А как иначе?

Редко встретишь сериал, где кто-нибудь кому-нибудь не изменял бы. Ладно, современная реальность — это вам не русские сказки, в которых царевичи женились на спящих красавицах и лягушках, а потом жили долго, счастливо и умирали в один день. Сегодняшняя «картина маслом» не радует: по данным ВЦИОМа, распадается более половины семей. Но есть и другой удивительный результат исследований: за последние три года россияне стали значительно терпимей относиться к супружеской неверности. Уж не сериалы ли к этому приучили? Смотришь, смотришь на все эти массовые походы налево и понимаешь: пус-тяки, дело-то житейское, как говорил Карлсон...

Хотя порой блюстители семейных ценностей вдруг спохватываются: вы что, с ума сошли показывать подобное?! Но происходит это все реже и реже. Кажется, последний всплеск их активности пришелся на премьеру «Крат-кого курса счастливой жизни». Даже «Измены» не вызвали ажиотажа, хотя в центре повествования там был не какой-нибудь полигамный самец, а замужняя дама, поддерживающая отношения с тремя любовниками одновременно! Но это ж ТНТ, что с него, гордящегося своим «Домом-2», взять?

И вот — удар откуда не ждали. А именно — со стороны «Домашнего». Что мы знаем об этом канале? Во-первых, то, что он предназначен для женской аудитории. Во-вторых, настроен на позитив. Его слоган неоднократно менялся, но всегда соответствовал концептуальной установке: «Домашний — телеканал для домашних», «Мы любим жизнь», «Будь собой». Последние два с половиной года он вещает под лозунгом «Всегда для женщин». Нажимая на соответствующую кнопку, зрительницы могли быть уверенными, что они обнаружат там программы, посвященные красоте, дому, быту, кулинарии, воспитанию детей и много-много незамысловатых мелодраматических сериалов. Канал не претендовал на лидерство в рейтинговых списках, но всегда имел свою аудиторию. Причем довольно сплоченную. Помнится, год с небольшим назад, когда на волне антитурецкой истерии некоторые депутаты Государственной думы потребовали запретить показ сериалов, произведенных в этой стране, самый возмущенный вопль протеста прозвучал в соцсетях со стороны поклонников «Великолепного века», идущего на «Домашнем». Канал не усердствовал со своим промо, практически не устраивал агрессивных рекламных кампаний.

Но осенью 2015-го вся Москва оказалась завешенной баннерами с афишей телесериала «Двойная сплошная». Стало понятным, что для вещателя эта премьера означает некий прорыв, выход за привычные рамки.

Шаг и правда оказался смелым. Ведь сюжет проекта был построен на жизни женщины со, скажем так, не совсем обычным пониманием социальной ответственности. Она работала, растила детей. Как-то занималась бытом, но при этом имела... двух мужей, не подозревающих о существовании друг друга. И так продолжалось годами. Она постоянно врала, выкручивалась и явно получала от этого удовольствие. Кончилось все, конечно, плохо. Нет, она не бросилась под поезд. Но вскрывшаяся ложь ударила по всем, кто прямо или косвенно был к ней причастен: по ее детям, родителям, мужьям, по ней самой. И эта нестандартная история не только не отпугнула добропорядочных домохозяек — она заинтересовала их и вызвала бурное обсуждение, где главную героиню, конечно, корили, но не сильно. Чаще же зрительницы строили гипотетические предположения, как той надо было бы себя вести, чтобы удержать ситуацию под контролем. Словом, сериал понравился.

В конце февраля вышел второй сезон «Двойной сплошной». Там в смысле разнообразия сексуальных связей все еще круче. В эти же дни «Домашним» вновь была проведена масштабная рекламная кампания по продвижению нового проекта — «Не вместе». Это своеобразная анатомия развода супружеской пары. Женя и Слава знакомы с детства, много лет женаты и, кажется, все знают друг о друге. Но однажды она узнает о его измене, и оба вынуждены полностью пересмотреть не только планы на будущее, но и отношение к прошлому и к самим себе. Не назвал бы этот сериал шедевром, но по жесткости разбора интимной составляющей и психологических мотиваций поведения в жизни рядовых людей среднего возраста он не уступает тому же «Краткому курсу...».

Все последнее время доля аудитории «Домашнего» растет. Не только благодаря этим сериалам, конечно. Его программная политика вообще сильно трансформировалась. В эфире все больше художественного продукта и все меньше и меньше незамысловатых познавательных передач для всей семьи. Что же касается бесконечных супружеских измен на экране, то вспомним вышеупомянутые цифры статистики и процитируем слова еще одного классика, правда, вышедшего из моды: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.