22 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.79   € 73.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"НИКА" ВЫБРАЛА СЧАСТЛИВЧИКОВ

Колбовский Александр
Статья «"НИКА" ВЫБРАЛА СЧАСТЛИВЧИКОВ»
из номера 076 за 25 Апреля 2000г.
Опубликовано 01:01 25 Апреля 2000г.
Все пошло от "Оскара". Даже терминология, включая такие новые для русского языка слова, как "номинация" и "номинант", оказалась пересаженной на родную почву с голливудских черноземов. Прежде это меньше бросалось в глаза, но теперь, когда главный наш кинопраздник - "Ника" - переехал с декабря на апрель и почти соседствует с мартовской телетрансляцией "Оскара", сравниваешь одно с другим чуть ли не автоматически.

Только что "Ника" прошла в тринадцатый раз. Отбросив суеверия, осмеянию которых была отведена немалая часть торжественной церемонии, стоит отметить жизнеспособность главной российской кинонаграды. Да, "Ника" слеплена с американского оригинала, но уж все остальные наши награды, как кинематографические, так и музыкальные, театральные и т.п., слеплены с "Ники". Тринадцать лет подряд ее мотором, движущей силой, ведущим и главным остроумцем, начисто переигрывающим своими экспромтами штатных юмористов, остается Юлий Гусман. Тринадцать лет подряд он находит средства на пышную многочасовую, пусть и не всегда отмеченную хорошим вкусом, но неизменно громкую церемонию, которую все ругают, но на которую стремятся попасть.
Возраст "Ники" заставляет относиться к ней серьезно. И рассуждать о ее итогах как о некоем векторе кинематографического движения. Те, к кому она благосклонна, становятся лидерами. Они в моде, их будут смотреть, им будут подражать. Так, по крайней мере, случается в благополучных странах с налаженной системой кинопроизводства и проката. У нас пока не так, но мы ведь стремимся к "нормальности". И с этой точки зрения итоги тринадцатой "Ники" скорее обескураживают, чем обнадеживают.
Начать с того, что конкурс был изначально испорчен добровольным "снятием с дистанции" двух из трех фильмов-лидеров. Сначала Никита Михалков отказался выставлять своего "Сибирского цирюльника", потом, уже почти перед финальным голосованием, Александр Сокуров сделал то же самое с "Молохом". Что двигало каждым из больших художников, остается тайной, но ситуация изменилась кардинально.
Как ни относись к грандиозной эпопее Михалкова, где немало фальшивого и напыщенного, где политике и достаточно субъективному толкованию истории, на мой взгляд, отведено больше жизненного пространства, чем, собственно, искусству, - "Сибирский цирюльник" по совокупности кинематографических дисциплин мог и должен бы стать лидером киногода. Там есть размах, мощные работы художников, оператора, удивительные актерские достижения Алексея Петренко, Владимира Ильина. Что до "Молоха", то в этой странной и спорной сокуровской фантазии на темы зла члены Киноакадемии, присуждающие призы, наверняка нашли бы претендентов на "Нику" едва ли не по всем основным номинациям. И уж точно, на мой взгляд, получила бы ее Елена Руфанова за лучшую женскую роль...
Кино - занятие коллективное. Каждый вкладывает, что может и умеет, в общий итог, под которым "подписывается" режиссер. И он обязан в некоторых случаях забывать об амбициях. Номинирование на "Нику" - главный творческий шанс, некоторым он выпадает всего один раз в жизни. Второй раз из-за Михалкова "пролетает" мимо нее главный михалковский киноактер последних лет Олег Меньшиков - ситуация с "Сибирским цирюльником" повторяет то, что несколько лет назад случилось с "Утомленными солнцем". Но тогда большой художник был в ссоре с Союзом кинематографистов - одним из учредителей и устроителей "Ники". Сейчас он сам этот союз возглавляет. Амбиции, пренебрежение к товарищам по цеху, кажется, впервые объединили в этом году "великого и демократичного" Михалкова с "великим и элитарным" Сокуровым. Крайности сомкнулись.
А без них естественными лидерами оказались фильмы "Хрусталев, машину!" Алексея Германа и "Барак" Валерия Огородникова. Первый победил в пяти номинациях (в том числе в двух главных: лучший фильм и лучший режиссер), второй - в трех (в том числе в двух актерских - лауреатами "Ники" стали Нина Усатова и Леонид Ярмольник). Обе картины роднит время действия (конец сталинской эпохи), высокая кинематографическая культура, долгий съемочный период и определенная мера условности (в каждом случае, впрочем, разная). В отличие от академиков оскаровских, традиционно учитывающих при голосовании итоги кассовых сборов, отечественным академикам на кассу плевать с высокой колокольни. То ли касса наша еще слишком скудна, то ли академиками движут иные критерии, но факт остается фактом: жанровое кино вот уже несколько лет остается за бортом. В этом году наградили Михаила Ульянова за главную роль в "Ворошиловском стрелке" и тем самым с жанровым, а если шире, со зрительским кино "покончили". И все бы ничего, но больно уж близки - как по времени, так и по аналогиям - оскаровские ассоциации. И в частности, пример "Красоты по-американски", главного лауреата "Оскара" нынешнего года - фильма, органично соединившего высокое искусство и решительную общедоступность. У нас же, как всегда, победу торжествует кино качественное, но откровенно элитарное, достойное по гражданской позиции, но лишенное коммерческого потенциала.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!