"НИКА" ВЫБРАЛА СЧАСТЛИВЧИКОВ

Все пошло от "Оскара". Даже терминология, включая такие новые для русского языка слова, как "номинация" и "номинант", оказалась пересаженной на родную почву с голливудских черноземов. Прежде это меньше бросалось в глаза, но теперь, когда главный наш кинопраздник - "Ника" - переехал с декабря на апрель и почти соседствует с мартовской телетрансляцией "Оскара", сравниваешь одно с другим чуть ли не автоматически.

Только что "Ника" прошла в тринадцатый раз. Отбросив суеверия, осмеянию которых была отведена немалая часть торжественной церемонии, стоит отметить жизнеспособность главной российской кинонаграды. Да, "Ника" слеплена с американского оригинала, но уж все остальные наши награды, как кинематографические, так и музыкальные, театральные и т.п., слеплены с "Ники". Тринадцать лет подряд ее мотором, движущей силой, ведущим и главным остроумцем, начисто переигрывающим своими экспромтами штатных юмористов, остается Юлий Гусман. Тринадцать лет подряд он находит средства на пышную многочасовую, пусть и не всегда отмеченную хорошим вкусом, но неизменно громкую церемонию, которую все ругают, но на которую стремятся попасть.
Возраст "Ники" заставляет относиться к ней серьезно. И рассуждать о ее итогах как о некоем векторе кинематографического движения. Те, к кому она благосклонна, становятся лидерами. Они в моде, их будут смотреть, им будут подражать. Так, по крайней мере, случается в благополучных странах с налаженной системой кинопроизводства и проката. У нас пока не так, но мы ведь стремимся к "нормальности". И с этой точки зрения итоги тринадцатой "Ники" скорее обескураживают, чем обнадеживают.
Начать с того, что конкурс был изначально испорчен добровольным "снятием с дистанции" двух из трех фильмов-лидеров. Сначала Никита Михалков отказался выставлять своего "Сибирского цирюльника", потом, уже почти перед финальным голосованием, Александр Сокуров сделал то же самое с "Молохом". Что двигало каждым из больших художников, остается тайной, но ситуация изменилась кардинально.
Как ни относись к грандиозной эпопее Михалкова, где немало фальшивого и напыщенного, где политике и достаточно субъективному толкованию истории, на мой взгляд, отведено больше жизненного пространства, чем, собственно, искусству, - "Сибирский цирюльник" по совокупности кинематографических дисциплин мог и должен бы стать лидером киногода. Там есть размах, мощные работы художников, оператора, удивительные актерские достижения Алексея Петренко, Владимира Ильина. Что до "Молоха", то в этой странной и спорной сокуровской фантазии на темы зла члены Киноакадемии, присуждающие призы, наверняка нашли бы претендентов на "Нику" едва ли не по всем основным номинациям. И уж точно, на мой взгляд, получила бы ее Елена Руфанова за лучшую женскую роль...
Кино - занятие коллективное. Каждый вкладывает, что может и умеет, в общий итог, под которым "подписывается" режиссер. И он обязан в некоторых случаях забывать об амбициях. Номинирование на "Нику" - главный творческий шанс, некоторым он выпадает всего один раз в жизни. Второй раз из-за Михалкова "пролетает" мимо нее главный михалковский киноактер последних лет Олег Меньшиков - ситуация с "Сибирским цирюльником" повторяет то, что несколько лет назад случилось с "Утомленными солнцем". Но тогда большой художник был в ссоре с Союзом кинематографистов - одним из учредителей и устроителей "Ники". Сейчас он сам этот союз возглавляет. Амбиции, пренебрежение к товарищам по цеху, кажется, впервые объединили в этом году "великого и демократичного" Михалкова с "великим и элитарным" Сокуровым. Крайности сомкнулись.
А без них естественными лидерами оказались фильмы "Хрусталев, машину!" Алексея Германа и "Барак" Валерия Огородникова. Первый победил в пяти номинациях (в том числе в двух главных: лучший фильм и лучший режиссер), второй - в трех (в том числе в двух актерских - лауреатами "Ники" стали Нина Усатова и Леонид Ярмольник). Обе картины роднит время действия (конец сталинской эпохи), высокая кинематографическая культура, долгий съемочный период и определенная мера условности (в каждом случае, впрочем, разная). В отличие от академиков оскаровских, традиционно учитывающих при голосовании итоги кассовых сборов, отечественным академикам на кассу плевать с высокой колокольни. То ли касса наша еще слишком скудна, то ли академиками движут иные критерии, но факт остается фактом: жанровое кино вот уже несколько лет остается за бортом. В этом году наградили Михаила Ульянова за главную роль в "Ворошиловском стрелке" и тем самым с жанровым, а если шире, со зрительским кино "покончили". И все бы ничего, но больно уж близки - как по времени, так и по аналогиям - оскаровские ассоциации. И в частности, пример "Красоты по-американски", главного лауреата "Оскара" нынешнего года - фильма, органично соединившего высокое искусство и решительную общедоступность. У нас же, как всегда, победу торжествует кино качественное, но откровенно элитарное, достойное по гражданской позиции, но лишенное коммерческого потенциала.