ЗА КОГО БОЛЕЕТ ПРЕЗИДЕНТ

29 апреля в новом ледовом дворце Петербурга стартует чемпионат мира по хоккею с шайбой. Вчера наш корреспондент позвонил домой президенту Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене ФАЗЕЛУ и попросил ответить на вопросы "Труда".

- Господин Фазел, как получилось, что в 1996 году ИИХФ доверила провести первенство мира именно России? Ведь спорили с нами сами канадцы, которые долгие годы чемпионаты к себе не приглашали и потому были уверены: уж в 2000 году с такими финансовыми гарантиями и могучим хоккейным авторитетом соперников у них не окажется.
- Здесь огромная заслуга президента Федерации хоккея России покойного Валентина Сыча. Тут я бы воспользовался спортивным термином: он переиграл в свое время всех претендентов на проведение первенства. После отличной презентации Петербурга Германия и Канада свои кандидатуры сняли. Я помню, с каким энтузиазмом рассказывал господин Сыч и о строительстве дворца в Ярославле. Предполагалось, что часть матчей первенства пройдет в этом городе.
- Но, как вы знаете, в Ярославле стройка затянулась. Может быть, именно здесь энтузиазма, энергии Валентина Лукича и не хватило. Три года назад он погиб...
- И весь мир хоккея скорбит вместе с вами.
- Спасибо за память. Позвольте вопрос несколько иного рода. Не секрет, что российский хоккей несет в последние годы большие потери. Немало игроков отправляется в Канаду, Штаты...
- Что здесь поделаешь? Вы благодаря серьезным политическим изменениям приобрели свободу передвижения. Теперь ее никто не сможет ограничивать. Контракты в НХЛ сегодня настолько высоки... С этим не поспоришь. И искусственно ограничить число уезжающих невозможно. Но и в этом деле мы призываем всех играть по правилам. Как раз ваш президент во многом и стал инициатором переговоров с НХЛ. Валентин Сыч настаивал на заключении соглашений между Международной хоккейной федерацией и НХЛ. Старался, чтобы клубы, отпускающие за океан игроков, получали компенсацию, боролся за более выгодные условия для национальных федераций. Он прилетал в Северную Америку и чуть не с трапа начинал агитировать руководителей НХЛ: надо, чтобы ваши лучшие выступили на Олимпиаде в Нагано, отпустили в Японию сильнейших хоккеистов из европейских сборных. Так что боролся не только за свою страну, но и за весь хоккей. И, конечно же, олимпийский хоккейный турнир удался и благодаря таким вот настойчивым усилиям.
- А вас как президента ИИХФ не утомлял подобный мощный напор?
- Нет, потому что мы все понимали, к чему стремимся. Я поначалу даже удивлялся, насколько профессионально готовился Сыч ко всем дискуссиям. Да, они, естественно, возникали, но всегда проходили по-джентльменски. Спорящие стороны были готовы идти на компромиссы, уступки ради достижения конечной цели. А стремление не ослабить европейские клубные команды было настолько понятно. "Сильные клубы - сильный хоккей" - кажется, так любил говорить ваш президент. И хоккейная Евролига, набирающая сейчас популярность, - тому подтверждение. Русские клубы сегодня чемпионства в ней не уступают. И, завершая эту тему, я бы сказал, что до сих пор помню поддержку русского президента, вашей федерации, которую они оказали мне на выборах 1994 года в Венеции. А ведь некоторые люди пытались оказать на ваших давление, чтобы разъединить нас. Но мы остались вместе и превратились в друзей. И потеря моего друга была для меня чувствительна, болезненна.
- Если перейти к первенству мира-2000, как вам понравился новый дворец?
- Меня многие об этом спрашивают. Отвечаю честно: я его еще не видел. Буду в Петербурге на днях. Но коллеги по Международной федерации, во дворце уже побывавшие, называют его фантастическим, выдающимся. Некоторых очень заботит вопрос безопасности. Что ж, Петербург - большой город, и в таких конгломератах, как, к примеру, Нью-Йорк, преступления совершаются чаще, чем в тихих и маленьких местечках. Я доверяю русским организаторам. За годы знакомства у меня не возникало поводов для недоверия.
- Вопрос, который президентам международных федераций обычно не задают, но я все же рискну, ибо звоню не в штаб-квартиру ИИХФ, а вам домой, в Барселону. Кто выиграет чемпионат?
- Я бы мог отделаться такой фразой: победит лучшая команда. Но у нас разговор в пору уик-энда, и позволю себе заметить, что успех будет зависеть от многих обстоятельств. Во-первых, смотря какие игроки из НХЛ подоспеют к чемпионату. Во-вторых, не получат ли лидеры травмы. Далее - сегодня в хоккее немало зависит от формы и надежности голкипера. Сейчас шесть команд выглядят получше других. Кто из них выступит удачнее - вопрос сложнейший.
- Не могли бы вы оценить шансы российской сборной?
- Этого делать не буду, а вот несколько слов о вашей команде скажу. Хоккей у вас по-прежнему на высоком уровне. Я видел на этой неделе вашу команду 18-летних юниоров, выступавшую на чемпионате в Швейцарии. Какие бы политические изменения ни происходили в России, в ней, как и раньше, подрастают талантливые спортсмены. Может, они и заполнят пространство, освободившееся после отъезда многих звезд в НХЛ. И потом у вас в Петербурге преимущество своего поля. Представляю, какую поддержку окажет публика. Предполагаю, что даже лидеры НХЛ с удовольствием сыграют у себя дома за сборную. Если приедет Павел Буре, это значительно усилит команду. В то же время игра при своих болельщиках накладывает и психологический груз. Не все его выдерживают. Чехи, финны, шведы соберут сильные команды. Выступления США и Канады будут зависеть от того, кто успеет присоединиться к командам после поражений своих клубов в плей-офф. Вот эти шесть сборных и имеют определенные шансы. По крайней мере буду удивлен, если к ним присоединится еще кто-нибудь. Так что спасибо за звонок и до встречи в Петербурге. Подходите там ко мне - выпьем по кружечке пива.