НЕ ПОКАЖЕТСЯ ЛИ НЕБО С ОВЧИНКУ?

Как только не называют происходящее сейчас в столичных верхах - и "дворцовыми интригами", и даже "революцией сверху"... Непонятно кое-кому, уцелела ли хоть со своими функциями мэрия, а если нет, то что же тогда находится на Тверской, 13? Между тем речь идет о некотором перераспределении полномочий между властями разных уровней. Ради чего? А главное, как перемены отзовутся на жизни москвичей? Рассказывает председатель Московской городской Думы, заместитель главы Совета Федерации РФ Владимир ПЛАТОНОВ:

- "Переворотом" в столице и не пахнет. Откуда слухи? Наверное, порождены тем, что правительство Москвы предприняло шаги для изменения устава города. Предложения, вышедшие из его недр, представляют собой фолиант в 69 страниц. Цель - привести жизнь города в соответствие с федеральным законодательством.
- Получается, до этого в столице царило беззаконие?
- Нет, конечно. Действуют московские законы, разработанные на основе Конституции РФ. Но в конце 1999 года появился Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ". Прямо скажем, не самый совершенный, принятый вопреки "вето" Совета Федерации. Из шестилетнего опыта работы в парламенте знаю, что ничего хорошего от закона, принятого через преодоление "вето", как правило, ждать не приходится. Можно было бы его оспорить, вплоть до Конституционного суда. Но зачем? Столичные власти не просто законопослушны. Мы в целом приветствуем стремление федеральной власти навести порядок, утвердить единое правовое поле как залог сохранения целостности России. Вот и меняем структуру городской власти - как того требуют новые "правила игры".
Городская Дума уже получила предложения правительства Москвы на этот счет и направила их в районные управы - чтобы учесть и их мнения. Потом все это обсудят депутаты. Так что пока даже предположить не могу, каким получится новый устав. Время у нас еще есть - до октября текущего года.
- Тогда помогите в принципе представить грядущие новшества. Например, согласно одному из них москвичи через два с половиной года будут голосовать не за привычную пару мэр - вице-мэр, а только за мэра, так как вице-мэра планируется назначать. Чем это вызвано? Не урезывание ли это демократии? Кто-то поговаривает, что просто между Лужковым и Шанцевым пробежала "черная кошка", другие объясняют это тем, что, мол, таким способом мэр начал подготовку к избранию на третий срок: одному легче пройти, чем в связке...
- Хорошо, что вот вы не поверили "версиям", а пришли узнать, как обстоят дела в действительности. В отличие от федерации, где в свое время президент Ельцин не ужился с вице-президентом Руцким, в столице институт "мэр - вице-мэр" как раз сработал отлично. Он гарантировал стабильность власти. Команда была уверена в том, что отработает свои четыре года что бы ни случилось, с первым лицом, так как его преемником становился вице-мэр. Теперь же "в случае чего" он будет исполнять обязанности главы города лишь в течение трех месяцев, а затем должны состояться выборы нового мэра. Именно так записано в федеральном законодательстве - избирается мэр, а не два и не десять человек с ним...
- Но если там вообще не упоминается вице-мэр, в чем же усматривается запрет?
- Прошли те времена, когда было разрешено все, что не запрещено, и слава Богу.
- А мэрию вообще упраздните, отдав все в руки правительства Москвы?
- Есть и такое предложение. Но москвичи должны знать: мы не допустим никаких изменений, которые могли бы в будущем осложнить им жизнь. Да и менять что-либо лишь ради новых вывесок и названий тоже не станем: слишком дорогая затея - новые бланки, печати, удостоверения... А главное, конечно, - определенный баланс властей всех уровней.
- Но на уровне районных управ Верховный суд РФ потребовал от столицы гораздо более глубоких перемен - превращения их в звено подлинного местного самоуправления. Выходит, мэр города не сможет теперь ни уволить, ни назначить главу управы, так как его должность становится выборной. Готовы ли городские чиновники поделиться властью с районными? Не начнут ли тащить одеяло на себя, позабыв при этом о самом насущном для горожан - тепле в квартирах, вывозке мусора, расчистке дорог?..
- Москва пережила в начале 90-х подобные прелести "автономности" каждого отдельного района. С объявлением "суверенитета территорий и недр", снятием автобусных маршрутов, решениями о выводе неизвестно куда промышленных предприятий... И даже с присвоенным небом: глава одного из районов пытался заработать на продаже разрешений полетов над Пресней. А ведь сейчас все может быть еще хуже, так как вместо 33 прежних районов город поделен на 125! Чтобы не показалось небо с овчинку всей столице в результате этой перестройки, нам нужно очень тщательно прописать полномочия глав управ, которых мы, конечно же, будем избирать, раз этого требует федеральное законодательство. Но, к сожалению, в стране нужной базы для этого нет. Специалисты утверждают, что одного Закона РФ "О местном самоуправлении" недостаточно, требуется еще до 18 других законов, где будет четко оговорено, какими налогами могут управы пользоваться, какие сборы устанавливать, и так далее.
- Активисты движения правых "Первое свободное поколение", по инициатвие которых этот вопрос дошел до Верховного суда РФ, полагают, что все, что Москва сейчас делает якобы для развития местного самоуправления, на самом деле продиктовано каверзным желанием удушить его в зародыше.
- Пустое это. Даже нынешнее назначение главы управы - процедура довольно демократичная. Кандидатуру вносит действительно мэр, но по московскому закону дается шесть месяцев для того, чтобы районные советники с ним сработались. Как правило, если человек хочет и умеет работать, способен организовать дело, за это время первоначальные недоразумения исчезают. Не сумел завоевать авторитета - ищут другого претендента.
Теперь будут выборы. И не ищите подспудного противодействия им со стороны городских властей. На последнем заседании правительства столицы Юрий Лужков, например, специально подчеркнул: "Не нужно противодействовать новой ситуации, напротив, поможем повышению хозяйственной самостоятельности райуправ. У них должны быть необходимые материальные ресурсы для выполнения своих функций". Обсуждался вопрос о городской собственности, часть которой - все нежилые помещения в жилых домах, а следовательно, и плата за их аренду - уже отдана в распоряжение районных управ. Я уверен, что наши граждане сумеют отличить действительно работающих людей от болтунов, озабоченных лишь предвыборной шумихой.
- Вы хотите сказать, что уже началась предвыборная кампания в городскую Думу?
- Да. Хотя срок полномочий нынешнего законодательного собрания истекает лишь в декабре.
- А что же вы тогда молчите, не участвуете в этих баталиях?
- Нам нужно работать - вплоть до первого заседания вновь избранной Думы. Обо всем же необходимом для новых выборов мы уже позаботились. Приняты законы о выборах и о Мосгоризбиркоме, в бюджете предусмотрены средства на их проведение. Думаю, что где-то в августе, как и положено, мэр назовет точную дату выборов.
- Перемены ждут не только исполнительную власть, но и законодательную. Поделитесь, например, с электоратом новостью о том, что столичные избранники получили депутатскую неприкосновенность.
- Нам ее просто навязали на федеральном уровне. Еще перед выборами 1997 года для того, чтобы непорядочные люди не лезли в депутаты, скрываясь от право-охранительных органов, мы свели неприкосновенность до минимума. Вопросы об аресте столичного депутата, его обыске или направлении в суд возбужденного уголовного дела с тех пор решал прокурор Москвы. Теперь же прокурор будет вынужден получать на все это согласие гордумы, - как, к примеру, сейчас он пытается его получить у депутатов Красноярской областной думы, чтобы привлечь к ответственности всем известного господина Быкова...
- А как вы расцениваете предстоящую "перенарезку" избирательных округов?
- Это страшно для депутата, работающего в одном округе, вдруг узнать, что на следующий срок он должен баллотироваться по другому. Но сделать это необходимо. По всей Москве сносится очень много пятиэтажных домов, на их месте возводятся многоэтажные, семьи переезжают с места на место, и в итоге меняется число избирателей. По закону разница в численности населения должна быть не более 10 процентов, чтобы депутаты избирались в примерно равных условиях, а не один, скажем, от двух тысяч, а другой - от 10 тысяч жителей... Хорошо бы хоть номера округов сохранить. Мне, например, просто трудно представить, что я буду выдвигаться (а я это уже решил для себя) не по "своему" 29-му округу...
- Но, как и прежде, останется 35 депутатов?
- Да. Хотя были предложения увеличить численный состав думы, ввести выборы по партийным спискам. Лично я считаю, что от этого один вред. Взгляните на Госдуму, где в зале 50-60 человек, а голосуют 360. В городской Думе голосование "за того парня" невозможно, как и любая имитация деятельности, - на виду каждый.
- В июне очередные выборы председателя Мосгордумы. Какие у вас планы, Владимир Михайлович?
- Если коллеги доверят, то жизненный опыт и состояние здоровья позволяют мне не брать самоотвод. Это будут тринадцатые выборы председателя для думы и двенадцатые - лично для меня.