И ЭТО ВСЕ - О ЗЕМЛЕ

В минувший понедельник Госсовет обсудил правительственный вариант законопроекта об обороте сельхозугодий. Абсолютного консенсуса по судьбоносному для страны вопросу о купле-продаже кормилицы губернаторы не достигли.

Одни полагают, что появление этого закона, создание цивилизованного земельного рынка однозначно послужат подъему села, АПК, всей страны. Другие по-прежнему считают, что частная собственность - не панацея от всех экономических и социальных бед. И не надо забывать, что есть еще аренда, ипотека...
Часть губернаторов уверена, что нельзя медлить с запуском земли в оборот. А многие настаивали: делать это надо постепенно, предоставив право самим регионам решать, когда им вводить закон в действие. Субъекты Федерации вообще хотели бы иметь побольше прав в регулировании земельного рынка.
Споры в Кремле велись в основном вокруг двух статей законопроекта: сколько угодий продавать в каждом районе в одни руки и продавать ли их иностранцам? Губернаторы (даже такие убежденные рыночники, как Константин Титов) категорически против того, чтобы одно физическое или юридическое лицо владело угодьями, площадь которых составляет "не ниже 35 процентов сельхозземель района". Титов заявил корреспонденту "Труда": мол, есть опасность - появятся желающие скупить больше трети угодий сразу во всех районах области, края, а это едва ли будет служить интересам региона. Так что правительству, скорее всего, придется снизить эту планку до 10-15 процентов, внеся в проект поправку. Тем более что и Владимир Путин считает: земельное законодательство должно закрывать "лазейки" для монополизации рынка и недоброкачественной конкуренции.
Кроме того, главы многих регионов настойчиво выступают против продажи земли иностранцам - притом во всех уголках России, а не только на приграничных территориях, список которых утвердит глава государства. Президент, выслушав их соображения, заявил на заседании Госсовета, что в этом вопросе обществу желательно достичь консенсуса.
К сожалению, менее активно обсуждалась, например, статья 15 правительственного варианта законопроекта, хотя именно она (а не фантомные страхи о скупке России иноземцами) может стать детонатором экономических потрясений на селе. Дело в том, что эта статья по сути отменяет право на аренду паев и автоматически вводит договоры доверительного управления ими. На практике это будет означать следующее: поскольку почти вся земля сельхозпредприятий поделена на паи, их руководители вынуждены будут и всю полученную прибыль распределять между собственниками паев. И тогда что же останется в кассе хозяйств? На какие шиши они станут организовывать производственную деятельность и развиваться?
Говорят, правительство уже признало свою ошибку и намерено этот пункт законопроекта переписать. Перепишет или нет? - увидим в середине мая, когда депутаты приступят к первому чтению судьбоносного документа.
Глава комитета по агропродовольственной политике Совета Федерации Иван Стариков заявил корреспонденту "Труда", что принятие этого закона ни в коем случае нельзя форсировать, в третьем чтении его надо принимать осенью, когда будет выверена каждая статья. Но не исключено, что Охотный ряд имеет на этот вопрос свой взгляд. Нижняя палата парламента на нынешней весенней сессии может не ограничиться первым чтением законопроекта, а возьмет - и примет его с ходу, сразу в трех чтениях. Такие прецеденты были.