ВЕНИКИ И ПРЯНИКИ

Это не шутка: именно такой взлет по служебной лестнице совершила Татьяна Кириченко. Волей трудового коллектива она, скромная труженица веника и швабры, взяла на себя бразды правления на воронежской фабрике, производящей пряники.

Побывав на этом предприятии, где повсюду царит запах сдобы, корреспондент "Труда" у всех, с кем довелось встретиться, спрашивал одно и то же: почему? Не за красивые же глаза? "За глаза - это само собой, - отвечали мужчины, - но не только..."
Выяснить, что стоит за этим "не только", особого труда не составляло: вся прошлая и нынешняя жизнь Татьяны Кириченко известна каждому, кто работает с ней рядом. Так уж вышло, что получить какое-либо техническое образование ей не привелось: рано вышла замуж, родила сына Димку, потом развелась и вынуждена была сама обеспечивать себя и ребенка. Кем только не работала - и кладовщицей, и экспедитором, и дворником, и официанткой. Частая смена рабочих мест объясняется просто: не могла долго работать там, где задерживали зарплату. А дома, что существенно для последующей метаморфозы, приходилось и при муже, и тем более без него быть мастерицей на все руки. Клеила обои, переставляла электрические розетки, ремонтировала стиральную машину, забивала, сверлила, ставила стеллажи, придумывала разные усовершенствования. И характерно, что на работе вела себя точно так же. Словом, прирожденный рационализатор.
Хорошо, но как все-таки удалось еще и авторитет завоевать, чтобы претендовать на директорское место? "Ой, да никак, - смеется сама Кириченко. - Молча". Да, как ни странно, поначалу так - молча.
Платили на фабрике Татьяне как уборщице прилично: во всяком случае побольше, чем учителям и врачам. И поэтому она свои обязанности понимала куда шире, чем просто вытирание пыли. Даже ремонтировала сантехнику, не терялась ни перед электропроводкой, ни перед расклеившейся мебелью, а потом выяснилось, что и технологические нюансы схватывает на лету. Вскоре на фабрике заметили, что при новой, улыбчивой уборщице приятно преобразился интерьер служебных и производственных помещений.
И само собой получилось, что ее стали приглашать на планерки - на равных с теми, от кого зависела судьба предприятия. Вот тут она заговорила - стала высказывать технические, а заодно и менеджерские идеи. И когда в силу ряда уважительных причин прежний директор подал в отставку, элита фабрики собралась, чтобы решить: кому быть у руля? "Я встаю и говорю, - вспоминает Евгений Чуриков, один из хозяев фирмы, - какие предложения? И представляете, головы всех присутствующих повернулись в сторону Татьяны Петровны..."
И вот уже больше полугода бывшая уборщица руководит всей фабрикой. Что успела? Резко расширили ассортимент. Одних популярных "жамок" пекут 58 сортов - и мятные, и медовые, и с курагой, и с кавказскими специями, и с восточными пряностями - на все вкусы и пристрастия. Продают их уже не только в Воронеже, а и в других городах. А подчиненные ценят ее еще и за то, что отличается Татьяна Петровна не только организаторским талантом, но и отзывчивостью, искренним желанием не выбивать "слабое звено", а наоборот: поднимать, ставить вровень с теми, кому сопутствует удача. Видно, потому, что сама проходила эти университеты.
Кстати, сын Дмитрий вырос и окончил университет, стал юристом. Есть с кем посоветоваться.