11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА КОСМИЧЕСКОМ ПЕРЕПУТЬЕ

Командир экипажа 40-летний полковник Юрий Гидзенко (Россия), бортинженер астронавт Европейского

Командир экипажа 40-летний полковник Юрий Гидзенко (Россия), бортинженер астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) подполковник ВВС Италии 37-летний Роберто Виттори. И, наконец, третий член экипажа - космический турист, имеющий гражданство ЮАР и Великобритании, 28-летний миллионер Марк Шаттлуорт.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в этом экипаже на "Союзе" только один российский космонавт. Такое на наших кораблях бывает крайне редко. Обычно второй член экипажа - российский бортинженер, который в экстренных случаях готов мгновенно включиться в работу. На сей раз от этого правила отошли. Ситуация усугубляется еще и тем, что оба зарубежных участника полета ни разу не были в космосе. Впрочем, надеюсь, что никаких ЧП во время двухдневного рейса к МКС не возникнет. Да и опыта у Юрия Гидзенко, по мнению специалистов, вполне достаточно, чтобы в любом случае выполнить поставленные задачи.
Руководители отечественной программы решают этим полетом сразу три задачи. Главная - заменить пристыкованный к МКС "Союз ТМ-33", который находится в космосе уже более полугода и во многом исчерпал свой ресурс, на свежий корабль. Собственно, это и есть основная задача данной экспедиции, ибо "Союз" является, помимо всего прочего, еще и кораблем-спасателем на Международной орбитальной станции. Вторая задача - выполнение соглашения о доставке на МКС астронавтов ЕКА. И третья - развитие космического туризма, что позволяет зарабатывать деньги. Первый турист Деннис Тито уплатил 20 миллионов долларов, во столько же оценен полет и Марка Шаттлуорта. А за Роберто Виттори деньги внесет Европейское агентство - говорят, 12 миллионов долларов. Солидная сумма - 32 миллиона "зеленых". И становится вполне ясно, почему на внеземном такси всего один российский космонавт.
Через полгода, в октябре, когда в очередной раз нужно будет заменить "Союз" на новый корабль, к международной станции может отправиться третий космический турист. Место для него забронировано. Росавиакосмос ведет переговоры с несколькими возможными кандидатами, но конкретную фамилию объявят только после подписания контракта и при согласии на это зарубежного партнера. По неофициальной информации, в начале года конфиденциальные консультации велись с гражданином Польши доктором наук Ричардом Чернецким. Чуть позже, в марте, одна из голливудских кинокомпаний сообщила, что готова оплатить билет на МКС солисту поп-группы "NSync" Лэнсу Бассу. Среди претендентов есть также женщина, фамилия которой не разглашается. Судя по всему, переговоры идут трудно, а времени практически не осталось. По первоначальному плану экипаж октябрьской экспедиции посещения в составе россиянина Сергея Залетина, астронавта ЕКА бельгийца Франка де Винна и космического туриста должен был начать тренировки в Звездном городке еще в марте...
Но это не единственная, да и не самая большая закавыка. Два других действительно чрезвычайно острых и принципиально важных вопроса требуют сегодня ответа: судьба МКС и судьба российской космонавтики. Куда идем, чего хотим, какие ресурсы готовы для этого выделить? В России сложилась катастрофическая ситуация с финансированием космических программ. Не вполне ясно, состоится ли даже запланированный октябрьский пилотируемый полет. Твердо известно, что существенно уменьшится число посылаемых к МКС грузовых "Прогрессов". Соединенные Штаты еще раньше заявили, что резко сокращают свое участие в проекте МКС. Заморожены проекты строительства центрального жилого модуля американского сегмента и большого корабля-спасателя, рассчитанного на семерых. Кроме того, в 2003 году вместо 6 "шаттлов" к МКС будут направлены только 4.
Специалисты НАСА считают, что для постоянной работы на борту станции достаточно экипажа из трех человек. А в первоначальном проекте речь шла о семи обитателях звездного дома, причем за Россией в этом случае закреплялось три постоянных места, четыре остальных делили США, европейские страны, Япония и Канада. Теперь же выходит, что о первоначальных договоренностях надо забыть. Вместо трех мест у России оказывается одно или два, а европейцам, японцам и канадцам, вложившим в МКС деньги, постоянное пребывание на станции их космонавта вообще не "светит". Это огромный международный скандал. Что стоит за всем этим? Какова глубинная подоплека?
Представляется, что интернациональная станция в том виде, как она замышлялась, сегодня не особенно-то и нужна - ни США, ни России. У обоих государств при освоении космического пространства есть более важные задачи, имеющие первостепенное практическое значение. Для России - это восстановление и развитие разрушающейся космической группировки, включающей спутники связи, навигации, погоды, и особенно военные разведывательные аппараты, без которых невозможно поддержание обороноспособности страны. В этих условиях строительство и эксплуатация МКС становятся делом десятым, а то и пятидесятым. Исследования, эксперименты на станции можно проводить, а можно и отложить на неопределенное время, ибо в практическом плане серьезной отдачи эти работы не обещают. В нынешний прагматический век такой подход неприемлем. Вывод очевиден: надо собраться специалистам, представителям всех стран, участвующих в проекте МКС, и решить назревшие вопросы. Разумеется, отказываться от космической станции, на создание которой израсходованы уже многие миллиарды долларов, бессмысленно. Но надо определить цели, действительно привлекательные для государств, крупных компаний, а также договориться о реальных объемах финансирования.
Что касается национальной космической программы России, то мы должны не только определить посильные приоритеты, но и энергичнее выходить на мировой рынок запусков. Пока что наши коммерческие доходы в этой сфере сокращаются. В 2000-м они составили 880 миллионов долларов, в 2001-м - немногим более 300 миллионов. Хотел бы напомнить: несколько лет назад руководитель Росавиакосмоса Юрий Коптев обещал, что ежегодная выручка на рынке космических услуг дойдет до 1 миллиарда "зеленых". Где эти деньги? Постоянно испытывая острую нехватку средств, Россия уже продала США 4000 часов из своей квоты на проведение экспериментов в модулях международной станции. Сегодня российская квота составляет 12,5 процента рабочего времени, оставшегося у экипажа после проведения необходимых служебных операций. Если дело пойдет так же и дальше, то наши космонавты будут работать только на выполнение американских космических программ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников