Если прошедший год можно было считать годом взлета коньяков производства кипро-армянского СП "Great Valley", то 2002-й характеризуется обратным процессом: идет резкое снижение доли этих коньяков на российском рынке. И это, по мнению экспертов, будет продолжаться, ибо налицо предпосылки, отражающие объективную ситуацию, которая сложилась на рынке производителей армянских коньяков. Они начали складываться еще в 2001 году, в период резкого взлета производства коньяков "Great Valley" (первоначально они появились под маркой "Great Ararat", но затем по требованию Ереванского коньячного завода, владеющего торговой маркой "Арарат", решением Армпатента от 30.08.00 года торговая марка "Great Ararat" была аннулирована).
Напомним, что коньяки "Great Ararat" стали активно продвигаться на российском рынке с января 2000 года. И если в 2000 году, по данным компании "Бизнес-Аналитика", доля этих коньяков на российском рынке составляла всего 3,5 процента, то в январе - феврале 2001 года - уже 31,4. Фантастический рост.
Доля основного производителя армянских коньяков (Ереванского коньячного завода) составляла в восьми крупнейших городах в январе -феврале 2001 года - 63 процента рынка. Другие производители армянских коньяков были представлены мало и не могли составлять конкуренцию лидерам.
Но вот во второй половине 2001 года произошло событие, не замеченное российскими СМИ, но отмеченное специалистами: старейший в Армении Ереванский винно-коньячный комбинат "Арарат", на авторитете которого и была построена рекламная кампания коньяков "Great Ararat", отказался разливать коньяки из сырья "Great Valley". И сразу же у "Great Valley" начались проблемы: стали поступать сигналы о резком снижении качества поставляемых напитков, а в отдельных случаях и об их прямой фальсификации. Так, газета "Московский комсомолец в Томске" от 1-8 ноября 2001 года приводит результаты экспертизы в Томске пятнадцатилетнего коньяка "Great Ararat", "который должен был томиться в бочке 15 лет, а на самом деле не был в ней и двух лет". Эта ситуация достаточно широко освещалась в российской прессе.
Но самое главное тут - реакция российского потребителя. Уже в январе - феврале 2002 года доля продукции "Great Valley" на российском рынке, по данным компании "Бизнес-Аналитика", упала на 12,1 процента. И очевидно, что эта тенденция в ближайшие несколько лет будет усиливаться, ибо быстро восстановить качество такого напитка, как коньяк, невозможно. Поэтому заявление нового дистрибьютера СП "Great Valley" об увеличении поставок этих коньяков в Россию и доведения объема его продаж в 2002 году до 4 млн. литров воспринимается специалистами достаточно скептически.
Все дело в том, что у "Great Valley" нет сырья для производства такого объема продукции. Как уже сообщалось в российской прессе, из-за систематических невыплат денег виноградарям объем закупок винограда "Great Valley" существенно снизился и составил всего 5,7 млн. тонн, а это более чем в два раза меньше, чем закупил винограда Ереванский коньячный завод. Поэтому закономерно дальнейшее снижение доли коньяков "Great Valley" на российском рынке.
Важным фактором изменения расстановки сил на рынке армянских коньяков являются и наметившиеся в последнее время меры правительства России по борьбе с некачественным импортом. Вполне вероятно, что эти меры могут коснуться и продукции СП "Great Valley".
В данной ситуации неплохие перспективы по завоеванию новых позиций на российском рынке у Ереванского коньячного завода. Он на фоне падения показателей "Great Valley" уже увеличил свою долю рынка на 12,1 процента , и в январе - феврале 2002 года ему уже принадлежало, по данным компании "Бизнес-Аналитика", 75,1 процента рынка армянских коньяков в России.
Но здесь также таится определенная опасность: ЕКЗ становится фактически монополистом на рынке армянских коньяков в России. А известно, что монополизм не способствует появлению стимулов к дальнейшему повышению качества продукции. Поэтому потребителю остается только ждать появления новых производителей армянских коньяков, которые не дадут ЕКЗ превратиться в монополиста.
От этого в первую очередь выиграем мы - потребители.