08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДЖАНИК ФАЙЗИЕВ: В КИНО НАДО БЫТЬ НЕМНОЖКО БЕЗУМНЫМ

Славуцкий Александр
Опубликовано 01:01 25 Апреля 2002г.
Режиссер Джаник Файзиев, известный по фильмам "Сиз ким сиз", "Десять песен о Москве", сериалу "Остановка по требованию", уже более десяти лет работает на телевидении. С его именем связаны такие проекты, как "Старые песни о главном-1 и 2", "Намедни 61 - 91", "Перехват", последние выпуски "Кинопанорамы" и ряд других программ. Является руководителем отдела кинопроизводства ОРТ, продюсируя целый "куст" телесериалов, выпускаемых этой компанией.

- Джаник, в свое время вы снимали авторское кино. Не обидно тратить время на сериалы, которые считаются низким жанром?
- А кто решил, что телесериалы - низкий жанр? Так порой пишут "высоколобые" критики, но их мнение критерием быть не может хотя бы потому, что сериалы составляют 80 процентов всемирного телеэфира. Телесериалы можно сравнить с беллетристикой: как бы на нее свысока ни смотрели, все равно покупают и читают. Это массовое искусство, соответственно, и критерии здесь невысоки. У нас кино как индустрия умерло 12 лет назад, народ в течение целого десятилетия практически не видел отечественных фильмов. Сегодня кино не в состоянии обеспечить и сотой доли зрительской потребности. И только телевидение ритмично выпускает кинопродукцию. При этом телесериалы стали единственным полем кинематографической деятельности, где у режиссера есть шанс быть увиденным и услышанным.
- Некоторые считают, что благодаря своей огромной популярности телесериалы являются удобным инструментом для внушения обществу определенных убеждений. Вы согласны с такой точкой зрения?
- Это утопия. Так могут рассуждать только пленники советской идеологии. Создатели оной были уверены, что с помощью "правильного" кино можно воспитать законопослушного гражданина, приверженного коммунистическим идеалам. Чем они 70 лет и занимались, а как все это кончилось, вы знаете не хуже меня. Так что средством формирования национальной идеологии сериалы быть не могут хотя бы потому, что она возникает из совокупности того, что общество видит, слышит, читает, понимает и воспринимает, и доля фильмов в этом ничтожна мала.
- Почти одновременно с выходом в прокат нового фильма Алексея Балабанова "Война" на ОРТ стартовал сериал "Спецназ". Если обществу так упорно внушают, что "все чеченцы - бандиты" и на войне все средства хороши, то складывается впечатление о социальном заказе, хорошо спланированной пропагандистской акции...
- Вот уж что никогда не было нашей целью, так это убедить зрителя в том, что все чеченцы - бандиты. Ведь среди героев "Спецназа" на стороне террористов были не только чеченцы, но и русские. Так что вопрос мне кажется некорректным.
Кроме того, мы, то есть съемочная группа, никогда не занимались отработкой никаких социальных заказов. Единственный мотив, которым мы руководствовались, - это наша гражданская позиция. Мне кажется, у телезрителей уже давно появилась потребность увидеть нормальных людей, которые честно и добросовестно выполняют свое дело. Поскольку наша армия прошла через обвинения во всех смертных грехах, очень хотелось, чтобы молодые люди, которые сегодня несут службу, знали, что есть и те, кто считает, что они делают полезное дело.
Эта война наверняка ведется не всегда честными методами, наверняка в высших эшелонах власти есть какие-то продажные политики и генералы, греющие на ней руки. Но я не считаю себя вправе об этом судить, когда вижу, как наши ребята там погибают.
- Удивительно, что на всех каналах в сериалах снимаются одни и те же актеры: Андрей Панин, Галкин-младший, Александр Феклистов и дальше по списку. Это что, просчет продюсеров или, наоборот, тонкий расчет?
- Но вас же не удивляет, что, скажем, Брюс Уиллис снимается сразу в пяти фильмах - он звезда и поставленную режиссером задачу выполнит лучше, чем какой-нибудь неизвестный актер. То же самое и у нас. Сериалы снимаются в жестких производственных рамках, и очень неразумно тратить дорогое время на то, чтобы учить играть на площадке неопытного актера. Поэтому режиссеры предпочитают работать с профессионалами, коих у нас не так уж много.
- Директор по кинопроизводству РТР Валерий Тодоровский в одном из интервью сказал, что вы с ним договариваетесь, кто из артистов, когда и у кого из вас будет сниматься. Насколько успешно проходит такой "дележ" звезд?
- Мы действительно как-то говорили с ним о том, что было бы хорошо ставить друг друга в известность о своих планах, но никто из нас не вправе запрещать актерам сниматься где-то еще. Встретившись раза два, мы с Тодоровским поняли, что принципиального смысла в этих переговорах нет, и они прекратились.
- РТР, как и ОРТ, активнейшим образом выпускает сериалы. Является ли второй канал конкурентом первому?
- Я считаю, что мы пока не выросли до настоящей конкурентной борьбы, потому что все равно на этой ниве продукции производится не так уж много. Конкуренция была бы возможна, если бы производителей было не четыре или пять, как сейчас, а 15 или 40. Пока же занимаемся в основном удовлетворением потребностей собственных каналов. И все равно сериалов по большому счету не хватает.
- Это звучит неожиданно: ведь кажется, что сериалы у нас идут беспрерывно. Но независимо от того, есть конкуренция или нет, раскруткой своей продукции ОРТ, надо заметить, занимается основательно, затрачивая на это наверняка немало средств. Не лучше ли было направить их на создание качественных фильмов, чтобы впредь избежать таких провалов, как широко разрекламированный "Азазель"?
- Мы действительно считаем, что фильмы, идущие по каналу, надо грамотно рекламировать. Раскруткой проектов занимается Анатолий Максимов, который в этих вопросах большой дока. Что касается средств, то на рекламу и само кинопроизводство задействуются разные источники. Кроме того, я не совсем понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о провале "Азазеля".
- Было опубликовано достаточно много и по преимуществу отрицательных отзывов. Один из критиков выразил, пожалуй, общее мнение, признав показ "Азазеля" "самым скучным телевечером года".
- Вы не совсем правы: о нем писали не только плохо, но и хорошо. Процитированную вами статью я читал, но это как раз и есть та самая высоколобая критика, о которой я уже упоминал. Но ни отрицательные, ни положительные отзывы в его адрес не считаю показательными, любые рецензии всегда субъективны. Мы же ориентируемся на объективные данные - на рейтинги. Наша задача - охватить как можно большую аудиторию, и в случае "Азазеля" выполнили ее на 400% - рейтинг у фильма был огромный.
- Почему вы выбрали для постановки не очень известного широкой публике режиссера Александра Адабашьяна, снявшего, кажется, всего один фильм?
- Перед режиссером стояла непростая задача создать киношный эквивалент очень своеобразной акунинской прозы. Мы пригласили Адабашьяна, потому что он не только сценарист и режиссер, но и по первой своей профессии художник. Насколько правильным был этот выбор - судить зрителям. А они фильм смотрели. Может, что-то и не получилось, не все оправдало наши ожидания. Но такое нередко происходит с экранизациями литературных произведений.
- В последний раз в качестве режиссера вы "засветились" в сериале "Остановка по требованию-1 и 2". Чем сейчас занимаетесь как режиссер?
- Как режиссер я сейчас не работаю, занимаюсь по большей части продюсированием. Конечно, мне было бы интересно вернуться к авторскому кино. Порой ловлю себя на том, как, глядя в окно или, допустим, находясь за рулем, вдруг начинаю думать образами некоего фильма. Но сейчас это только упражнения для ума. Я прекрасно понимаю, что скорее всего, не найду спонсора, который бы позволил мне самовыражаться. Хотя небольшая надежда на то, что такое чудо когда-нибудь произойдет, у меня все-таки есть.
- Вы оканчивали ВГИК сначала как актер, а затем получили диплом режиссера. Решили переквалифицироваться из-за того, что актерская профессия очень зависимая?
- На самом деле режиссер еще больше связан обязательствами перед продюсером, продюсер зависит от заказчика и так далее. Лично для меня весь вопрос в масштабе работы: актер в кино занимается только конкретной ролью, как бы одной деталью целого, а режиссер - конструктор, который из множества частей складывает весь механизм. Вот это мне кажется значительно интереснее.
- Вы потомственный киношник - сын известного режиссера и знаменитой актрисы. Ваши сын и дочь тоже пойдут по отцовским стопам?
- Не знаю. Несмотря на то, что я с детства постоянно был на съемочной площадке и до 15 лет сыграл десять ролей в кино, все родственники стали меня отговаривать, когда после школы собрался во ВГИК. Мама считала, что это безумие. А бабушка, работавшая администратором крупнейшего драмтеатра Узбекистана, до сих пор любит повторять, что ни одного здорового человека в кино не встретишь, что мне туда идти не следовало. Кстати, когда кто-нибудь из знакомых просит меня помочь их детям поступить во ВГИК или ГИТИС, я так же начинаю их отговаривать. Чтобы заниматься кино, надо быть немножко безумным, иначе непонятно, зачем все это нужно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников