ПАРТИТУРЫ И УКАЗЫ НЕ ГОРЯТ

"Героический человек", - сказал известный музыкальный критик о Владимире Путине в связи с его походом на премьерную постановку оперы Михаила Глинки. И пояснил: при жизни композитора эта опера была известна тем, что на нее посылали русских офицеров вместо гауптвахты - очень длинная. Критик, конечно, сгустил краски. И суть, скорее, в том, что во времена Глинки российская аристократия предпочитала отечественным операм иностранные. А молодых офицеров воспитывали в патриотическом духе, в том числе и русской оперой. Не самый плохой метод.

Чем необычна нынешняя постановка "Руслана и Людмилы", расскажем чуть позже. Потому что президент пришел в Большой не просто на премьеру, он вообще не так уж редко бывает в театрах, на концертах, общается с деятелями культуры. Здесь же был, на мой взгляд, случай необычный.
Перед спектаклем Владимир Путин встретился с руководителями ведущих музыкальных коллективов и организаций России, чтобы обсудить с ними, как на практике государство поддерживает музыкальное искусство. Напомню, президентским указом с 1 января нынешнего года предусмотрено учреждение семи грантов на творческие проекты в области музыки в сумме 810 млн. рублей в год. Деньги выделяются из федерального бюджета. Первыми получателями президентских грантов на три года стали ГАБТ, "Мариинка", Государственный академический симфонический оркестр России, Большой симфонический оркестр им. Чайковского, оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича, Московская и Петербургская консерватории. Кроме руководителей этих прославленных коллективов, во встрече также участвовали композитор Тихон Хренников, министр культуры Михаил Швыдкой.
Открывая встречу, президент сразу поставил конкретную задачу ее участникам: рассказать, "как на практике реализуется" и реализуется ли вообще решение о грантах на творческие проекты в музыке. "Одно дело подписать бумагу и принять решение, а другое - его реализовать", - заметил Путин. И судя по следующим словам, это не просто риторическое замечание: "Появляется много желающих строить, ломать или ремонтировать что-то, но эти средства предназначены для поддержки людей, которые занимаются непосредственно творчеством".
Президент, во всяком случае в присутствии прессы, не назвал имен. Но участникам встречи они, думаю, известны. А если учесть, например, какие материальные трудности сегодня испытывает даже Московская консерватория, не говоря уже о других, то станет ясно, как много "пылких" взоров было устремлено на президентские гранты.
Но искусство, его творцы - прежде всего. И после беседы в Красной гостиной Владимир Путин вместе с участниками встречи слушал великого Глинку в подлинной авторской версии. В этом и уникальность новой постановки. Весь ХХ век, оказывается, публика слушала "Руслана и Людмилу" со всякими наслоениями, изменениями, считалось, что авторская партитура Глинки утеряна. Но рукописи, даже музыкальные, как известно, не горят. В результате исследований, проведенных российскими и зарубежными музыковедами в рукописных фондах государственной библиотеки Берлина, Московской консерватории, Большого и Мариинского театров, опера Глинки исполняется теперь, как во времена ее создателя. Музыкальный руководитель новой постановки, главный дирижер ГАБТа Александр Ведерников утверждает, что это "полный, без единой купюры подлинный музыкальный текст Глинки". А чтобы звучал он так же, как в ХIХ веке, в оркестре появились и некоторые инструменты того времени - тромбоны и валторны старинной конструкции, стеклянные гармоники. Корреспондент "Труда" убедилась в этом лично - фортепьяно в оркестре напоминало старый деревянный письменный стол.
Но если читатель решит, что новый спектакль похож на музейный экспонат, то сильно ошибется. На сцене Большого нет декораций в традиционном понимании. Есть некое условное сооружение в конструктивистском стиле, где предусмотрены места для солистов и хора. Да и ведущие партии исполняют молодые солисты. Оркестр звучит мягко (наверное, благодаря своеобразному инструментарию) и, может быть, даже несколько маломощно. Что до вокала основных солистов - Тараса Штонды (Руслан) и Екатерины Морозовой (Людмила), то он вполне органично сочетался с этим непривычным "саундом".