10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА КОПЕЙКУ КУПИТЬ ГРОШ

Васильев Павел
Опубликовано 01:01 25 Апреля 2003г.
Министерство транспорта России предложило думцам принять законы "О концессионных отношениях и платных дорогах в РФ", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", надеясь, таким образом, если не решить, то хотя бы привлечь внимание общества к кризису финансирования в дорожном строительстве. Да вряд ли и эти законы решат проблемы дорожного хозяйства, если не произойдет коренного пересмотра отношения к этой сфере деятельности. Все помнят классику о том, что "в России есть всего две проблемы: дураки и дороги". Тем не менее и сегодня проблема дураков и проблема дорог не попадают в число приоритетов государственных мужей.

В рамках проведения налоговой реформы был отменен налог на пользователей автодорог. Привыкшие к чехарде реформ граждане нашей страны спокойно восприняли этот ничего не говорящий факт. Однако от Москвы до самых до окраин взволновались и забили тревогу дорожные строители, лицом к лицу столкнувшись с угрозой приостановки бюджетного финансирования. Ведь так называемый "налог на пользователей" являлся основным наполнителем средств территориальных дорожных фондов и доходов бюджетов субъектов на дорожное хозяйство, принося 99 процентов всех поступлений.
Взамен появился новый закон, по которому компенсация за потерю данных средств из бюджета должна была восполняться из других источников, главный из которых - акцизный сбор на нефтепродукты. Раньше акцизы шли в федеральную казну. Новый закон, "помогая" регионам, установил, что отныне эти сборы будут пополнять региональные бюджетные счета. На бумаге все выглядело убедительно.
Однако дело все в том, что у нас производить нефтепродукты могут в одних регионах, а торговать ими - в других. Преимущество заранее получают те субъекты РФ, на территории которых расположены НПЗ, крупные оптовые базы и хранилища, с которых и идет "конкретный навар" в региональные бюджеты - это всего лишь 22 субъекта Федерации, другие регионы ничего с этого не получат. Сотрудники налоговых служб говорят, что достоверно проследить потоки средств и документов, являющиеся подтверждением факта - купил ли предприниматель нефтепродукты для своих нужд или же купил для дальнейшей перепродажи - невозможно. Это значит, что нефтяные компании сегодня имеют "карт-бланш" и все возможности определять, как и где им платить акцизы, превращая государственные средства на своих счетах в предмет торга и манипуляций с чиновниками на местах для решения своих задач и получения льгот. А это уже большая наша внутренняя политическая, а никакая не экономическая проблема.
Создается ощущение, что новый закон "лепился" прежде всего под интересы налоговых структур. И правда - кого, как не налоговиков, интересует лишь выполнение вала по сбору акцизов, а то, каким образом деньги распределяются по регионам, их совсем не беспокоит - ведь отчет идет за общие показатели. У регионов же сегодня всего два источника: один - целевые налоги, в том числе транспортный, и второй - акцизы на нефтепродукты. За январь-февраль 2003 года транспортный налог, по данным из Министерства транспорта РФ, составил 303 млн. рублей, тогда как акцизы на горюче-смазочные материалы - 1 млрд. 27 млн. рублей. Сами видите, каков перекос в сторону ГСМ, то есть в сторону тех средств, которые меньше всего поддаются прогнозу по распределению.
... С отменой налога на пользователей исчез основной финансовый источник дорожной отрасли. Для того чтобы выйти из ситуации в рамках снижения общего налогового бремени и ставки налога на добавленную стоимость на 5 процентов, в прошлом году предлагалось отменить один процент НДС, а четыре - трансформировать в дорожный налог, который будет распределяться: 1,5 процента - на федеральные дороги, 2,5 процента - в субъекты Федерации. Наличие такого законопроекта позволит решить все проблемы дорожного хозяйства на среднесрочную перспективу.
А тем временем по всей стране "замедлился пульс" строительства дорог, мостов, путепроводов и других объектов дорожного строительства. Исключение составляют такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург и те регионы, где нефтяники сполна и вовремя рассчитались. Но и наличие поступлений от продаж ГСМ не панацея- взять, к примеру, Пермь, на территории которой находится много "нефтеплательщиков". Объем ведущегося строительства здесь можно выполнить лишь при финансовых поступлениях, которые планировались в масштабах прежнего оборотного налога. Нынешнее многократное уменьшение казенных денег приводит также к "замораживанию" дорстройработ. Власти региона пока не заявляют об этом громогласно, но первые ласточки уже появились в региональной прессе. Возьмем, например, возведение моста через реку Кама в Заостровке (Пермь). В 2003 году к финансированию строительства этого объекта подключилось правительство РФ, поэтому был объявлен конкурс на нового генерального подрядчика. Федеральный и областной бюджеты планировали выделить на строительство объекта около 1 млрд. рублей в год. Сегодня большое сомнение вызывает своевременное выделение бюджетных средств. Даже несмотря на то, что мост через Каму имеет серьезное федеральное значение и уже построен наполовину Мостоотрядом 123 (который пока является генподрядчиком). Показательно, что на объявленном конкурсе-тендере, проведение которого планировалось региональным дорожным комитетом на 15 апреля, - в этот день провели лишь только вскрытие конвертов участников. Окончательное определение победителей перенесли на май. В свете вышеизложенных фактов - понятно почему, говоря простым языком, потому что "ищутся средства". Показательно и то, что основные претенденты на завершение строительства - Мостоотряд 123 из Перми и НПО "Космос" из Москвы - отобраны по тем же соображениям минимальной цены.
Лидирующий в цене Мостоотряд 123 (он построил этот мост наполовину и вынужденно участвует в тендере из-за изменений в законодательстве) имеет в своем распоряжении инфрастуктуру вплоть до производства бетонных изделий, и потому имеет внутренний ресурс на снижение расходов. Но мостостроители не без основания опасаются богатеньких "москвичей" из НПО "Космос", которые могут дать понять комиссии, что начнут стройку "в долг", за свой счет, не считаясь с дополнительными расходами. Нетрудно и предугадать ход мысли комиссии: в желании экономить "изо всех сил" та начнет выделять из участников тендера не того, кто лучше, а того, кто посулит построить в долг, а там дальше, глядишь, и финансирование подоспеет. Таким образом, честная борьба за подряд будет похожа на игру в покер наоборот - победит тот, кто может позволить себе "бесконечно понижать ставки".
А теперь представьте себе, как единовременно ищут выход из ситуации дорожные комитеты во всех остальных регионах России. Голодные строители галдят, комитеты показывают на верхи, на низы и всячески выкраивают, стараясь "на копейку купить грош". Кошмар! Даже если мы благодаря "круговому займу" друг у друга выкроим что-то на дороги, господа, все равно ведь останется вечная проблема с дураками, в том числе и в области налоговых реформ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников