10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОПЯТЬ НУЖНЫ ИНВЕСТИЦИИ

Буланцев Андрей
Опубликовано 01:01 25 Апреля 2003г.
В конце апреля Совет Федерации намерен провести парламентские слушания по вопросу будущего соглашения о разделе продукции (СРП) в России.

Сенаторы намерены обсуждать и конкретные проекты с применением данного механизма, и вопросы законодательного становления СРП. Не исключено, что Совет Федерации займет при этом более благосклонную позицию по отношению к СРП, чем, к примеру, кабинет министров (который пока склонен ограничивать поле применения соглашений о разделе продукции), поскольку в верхней палате парламента сильно влияние представителей нефтедобывающих регионов. Однако похоже, что в данном случае дискуссия может выйти вообще за рамки сугубо "нефтяной" тематики. По оценкам экспертов, вопросы развития механизмов привлечения инвестиций в принципе выходят на первый план в экономике в целом - так уж складывается ситуация.
Судя по всему, мировая конъюнктура относительно России будет в ближайшее время ухудшаться, и хотя ни один солидный аналитический или финансовый институт крупных кризисов не прогнозируют, очевидно, что благостное состояние от цен на нефть выше 30 долларов за баррель надолго может стать лишь воспоминанием.
Даже в пору крайне высоких цен на энергоносители инвестиционного бума в стране не наблюдалось. Теперь, когда все ждут снижения этих цен, ждать роста инвестиций вроде как совсем причин не остается. Следовательно, модернизация российской экономики в очередной раз будет отложена - и главным образом потому, что до сих пор не определено, каких именно инвестиций и откуда ждать, и что делать для того, чтобы они появились.
Ситуация последних лет достаточно ясно показала, что ждать действительно масштабных вложений от российских нефтяных гигантов - дело почти бессмысленное. Извлекая из экспорта нефти совершенно очевидные сверхприбыли, нефтяники не спешили с инвестиционными проектами. Хотя, казалось бы, именно они должны быть сильнее многих заинтересованы в скорейшем и значительном росте их внутри страны. Ведь модернизация экономики и рост активности ее субъектов автоматически приводят к росту потребления энергоносителей. Роль внутреннего рынка повышается, и, следовательно, падает зависимость от рынка внешнего. Причем зависимость не только страны в целом, но и каждой конкретной нефтяной компании.
Значительного роста иностранных инвестиций тоже не наблюдается. При том, что ТЭК остается для иностранцев одной из наиболее привлекательных отраслей, о крупных сделках в последние месяцы слышно не было. Пример с Тюменской нефтяной компанией и British Petroleum в данном случае не вполне показателен, поскольку объявленная сумма сделки не является суммой инвестиций. Прямое же финансовое участие иностранцев в крупномасштабных российских проектах до сих пор носит единичный характер. Во многом потому, что механизмы привлечения инвестиций до сих пор прописаны крайне скудно и туманно.
Более того, в настоящее время российские частные компании все чаще стремятся сохранить такое положение. И дело не только в ТЭКе. Абсолютно аналогичная ситуация в автомобилестроении, да и деятельность банковских и страховых лоббистов по недопущению в свои сферы отечественного рынка иностранцев вполне очевидна. Однако, если в смысле автомашин проекты с иностранным участием носят, как правило, полумифический характер, то в сфере нефтедобычи они вполне конкретны. И именно эти конкретные проекты зачастую прямо тормозятся российскими же компаниями.
Об СРП в данном случае речь именно как о наиболее очевидном примере. Частные компании стремятся расширить зону своего влияния, приобретая все новые лицензии на разработку месторождений. Рост запасов на балансе компании означает рост капитализации. Чем выше капитализация, тем выгоднее можно продать компанию. Здесь и кроется то самое рациональное зерно, за которое сражаются частные компании. Появление на крупных месторождениях иностранных инвесторов существенно снизит привлекательность местных компаний как объект для покупки.
Логика понятная, однако это логика совершенно частная. Те же нефтяные (да и не только нефтяные) регионы от нее отнюдь не в восторге, поскольку блокирование механизма СРП де-факто означает блокирование новых потоков в местные бюджеты, блокирование модернизации экономики и социальной сферы. Очевидным образом уступая нефтяникам в возможности воздействовать на правительство, региональные власти в складывающейся ситуации пытаются использовать те каналы, которые держат в своих руках достаточно надежно.
Исходя из этого, можно предполагать, что и на слушаниях, которые, строго говоря, никого ни к чему не обязывают, и на дальнейшем рассмотрении в обеих палатах парламента вопроса о СРП, по сути, можно ожидать весьма жесткого противостояния олигархических групп, с одной стороны, и региональных и федеральных структур, отвечающих за доходные статьи бюджетов, с другой. Собственно противостояние это уже налицо. Вопрос только в том, станет ли его результатом появление действительно ясного для инвестора и результативного для экономики механизма вложения средств.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников