17 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧТО НАШЕ, ТО НАШЕ?

Ивойлова Ирина
Опубликовано 01:01 25 Апреля 2003г.
Не затихают споры вокруг дальнейшей судьбы "коллекции Балдина" из 362 рисунков и двух картин старинных мастеров, которые недавно были изъяты из фондов Эрмитажа и готовились к безвозмездной передаче Германии. До 26 апреля продлен срок выставки этого уникального "трофейного" собрания в московском Музее архитектуры имени Щусева. Что потом? "Труд" предлагает вниманию читателей мнение главного специалиста по охране памятников истории и культуры Московского ВООПИК Валерия ФАТЕЕВА.

- Сама по себе выставка "коллекции Балдина" превосходна и поражает воображение своим великолепием. На стенах залов в несколько ярусов развешины работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Родена, Рубенса, Ван Гога, Дюрера и еще около 200 художников.
Бросается в глаза явная тенденциозность подбора документов и содержания информационных текстов, которые выставлены на дополнительных стендах. Устроители явно переусердствовали с демонстрацией "последней воли" Балдина, пытаясь придать ей характер некоего "духовного завещания" потомкам. При этом полностью отсутствуют документы с 1947 по 1973 год.
Лет двенадцать тому назад, когда у нас впервые заговорили о "балдинской коллекции", мне удалось познакомиться с подлинными бумагами из архива Музея архитектуры, относящимися к первому периоду пребывания рисунков в Советском Союзе. Вот написанное от руки письмо Балдина к тогдашнему директору музея А. В. Щусеву от 20 сентября 1947 года. Он пишет: "Прошу Вас посмотреть мою коллекцию, и если она представляет интерес для Вашего музея, то прошу Вас принять ее от меня как вклад в начатое Вами большое дело".
А 30 июня 1948 года был составлен "Приемо-сдаточный акт": "Мы, нижеподписавшиеся, гр. Балдин Виктор Иванович и сотрудник музея Гарнье Любовь Александровна составили настоящий акт в том, что первый передал в дар музею, а вторая приняла коллекцию рисунков мастеров западной живописи как старых, так и новых, в количестве 363 (трехсот шестидесяти трех) рисунков в хорошей сохранности, в индивидуальных папках из белой бумаги с надписями, согласно переданному списку в одном экземпляре. Передача произведена в присутствии зам. директора по научной части Виноградова Николая Дмитриевича".
Таким образом, рисунки все же были подарены государству, а вовсе не "переданы на хранение", как утверждает в своих многочисленных интервью министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Это подтверждает и текст благодарственного письма А.В. Щусева Балдину от 29 сентября 1948 года: "Принимая этот дар, мы гордимся Вашей самоотверженностью, с которой Вы, жертвуя личными интересами, спасли эту коллекцию от неминуемой гибели в тяжелых условиях военного времени... "
Сам Виктор Иванович в письме к Л.И. Брежневу от 3 мая 1973 года, представленном на одном из стендов упомянутой выставки, снова говорит о своем поступке: "Я привез рисунки в Москву и, убедившись в их подлинности, в 1947 году передал в дар Музею русской архитектуры... "
Совершенно ясно, что после передачи в дар музею коллекция рисунков стала собственностью государства. А согласно действующему законодательству все предметы, вошедшие в государственный музейный фонд, отчуждению не подлежат. Кроме того, статьи 225 и 234 Гражданского кодекса РФ устанавливают 20-летний срок приобретательной давности бесхозных вещей. И Россия, владеющая этой коллекцией 55 лет, является ее законным собственником.
Сегодня Минкульт почему-то игнорирует эти доводы закона: не хочет признавать прав Балдина на рисунки, законность его дара государству и право собственности России на подаренную ей коллекцию. Ссылки Михаила Швыдкого на специальный режим хранения рисунков как повод для их передачи - неубедительны. Право нашей страны на коллекцию в полной мере отвечает положениям Устава ООН, 107-я статья которого запрещает пересмотр имущественных претензий, основанных на итогах второй мировой войны.
Скандал с "балдинской коллекцией" нельзя назвать уникальным. Подобные споры не редкость в современном мире. Так, несколько лет назад едва не разгорелся скандал между Германией и Францией, инициатором которого стала директор немецкого музея из города Вупперталь Сабина Хедеманн, которая опознала среди экспонатов Лувра 8 картин старинных мастеров из своего музея, а также несколько сотен произведений из музеев Франкфурта, Зальцбурга, Дюссельдорфа и Эссена. Все это считалось утраченным в ходе второй мировой войны, но оказалось вывезенным французами в качестве возмещения убытков, нанесенных их стране Германией. Все попытки энергичной немки "восстановить справедливость" и вернуть утраченные ее народом ценности ничем не закончились. Инициативу фрау Хедеманн не поддержали даже некоторые из ее немецких коллег.
Безрезультатны и попытки Германии "отвоевать" у Польши так называемое "прусское сокровище" - собрание музыкальных рукописей немецких композиторов, начиная чуть ли не с XII века. Прижизненные автографы Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона и многих других великих музыкантов поляки изъяли в 1945 году в качестве реституции. Интересно, что из Восьмой симфонии Бетховена им досталась только третья часть, которая сейчас хранится в одном из университетов Кракова. Остальные части остались в Пруссии. И немцы просят: верните нам хотя бы эти два десятка нотных листов, испещренных размашистым бетховенским почерком. Но поляки твердо стоят на своем - все это теперь уже наше.
Дела по репатриации более или менее успешно идут у Германии в отношении Америки, которая (по оценкам многих экспертов) в победный год вывезла из оккупированной своими войсками части Германии больше всех других стран-победительниц. Прихватив, кстати, и часть ценностей, награбленных немцами в Советском Союзе. Иски ФРГ к американцам в международном суде исчисляются тысячами. И надо сказать, что немцам кое-что удается таким образом вернуть, потому что в соответствии с Потсдамским соглашением 1945 года Америка не имела право на реституцию. Американцам не разрешалось вывозить немецкие ценности, поскольку на земле США военные действия не велись и компенсации за потери им не полагалось.
Свое отношение к ситуации с "трофейной коллекцией Балдина" высказывают и западные издания. Так, швейцарская газета "Трибьюн де Женев" назвала "невыносимо надменной" манеру, в которой Германия требует от России возврата изъятых ценностей. "Немцы, - пишет газета, - забывают сказать, что они не только уничтожали население, но и ограбили в ходе двух мировых войн десятки тысяч российских, украинских и белорусских церквей, дворцов, музеев, заводов, вывозя все, вплоть до умывальников".


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.