ДОРОГА УПЕРЛАСЬ В 2015 ГОД

Вчера правительство одобрило федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". По мнению премьер-министра Виктора Зубкова, программа должна повысить конкурентоспособность российского транспорта в глобальной борьбе за транзит грузов.

Планы, содержащиеся в новой ФЦП, впечатляют. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, из федерального бюджета на нее выделено 4,651 трлн. рублей. В эксплуатацию планируется ввести 4,7 тыс. километров новых железнодорожных линий, отремонтировать или построить 116 взлетно-посадочных полос, реконструировать 7,3 тыс. километров федеральных автодорог. По словам премьера, в результате на треть возрастет транспортная подвижность населения, в десятки раз увеличится количество пассажиров. Если ФЦП будет реализована, то к 2015 году транзит грузов по территории России может достичь 42,7 млн. тонн (в прошлом году перевезли 28 млн. тонн).
Тем не менее эксперты предостерегают от излишней эйфории.
- Мы не услышали оценки того, как сработала ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", - отмечает председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. - А она тоже была амбициозна. Расходы на нее из различных источников - около 5,510 трлн. рублей.
- Предыдущая программа создавалась в непростых условиях, когда страна переживала последствия дефолта 1998 года, - заявил "Труду" президент Союза транспортников России (СТР) Виталий Ефимов. - Ее можно назвать программой точечного инвестирования. В те годы приоритетом было увеличение экспортного потенциала страны. Это потребовало строительства портов, подходов к ним. Если бы этого не сделали, ни о каких нынешних нефтедолларах не пришлось бы говорить.
Если будущее федеральных трасс внушает оптимизм, то перспективы региональных и сельских не столь радужны.
- Несколько лет назад был отменен закон о дорожном фонде, - сетует глава СТР. - Это привело к тому, что в стране впервые после войны на 3% сократилась региональная и сельская сети дорог. Вместе они составляют 550 тыс. километров, а длина федеральных трасс - 47 тыс. километров. Государство переложило на регионы заботы по реконструкции местных дорог, лишив их гарантированных источников финансирования.
ЦИФРЫ
4,7 тысячи километров новых железнодорожных линий построят до 2015 г.
7,3 тысячи километров автодорог появится в стране в течение семи лет.
4,651 триллиона рублей выделено на реализацию дорожной ФЦП.
МНЕНИЕ
Игорь Левитин, министр транспорта
- Рассматриваются различные варианты создания госкомпании по строительству дорог: акционерное общество, госкорпорация или некоммерческая компания. Однако принципиальным моментом здесь останется следующее: данная компания должна не строить дороги, а лишь выступать заказчиком их строительства. Для этого она должна иметь в собственности все федеральные трассы и федеральные средства для управления. С соблюдением этого условия возможно проведение конкурсов для малого бизнеса на осуществление всей хозяйственной деятельности на дорогах.