В ДУХЕ "БРАТСКОГО ПРАГМАТИЗМА"

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат новому белорусскому премьеру Владимиру Ермошину и вполне могут претендовать на определение процесса экономической интеграции "пятерки" стран - участниц Таможенного союза. Напомню, что это Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Для чего, собственно, съехались в Минск президенты и премьеры этих стран? Если ответить на этот вопрос по-простому, то, очевидно, для того, чтобы людям жилось на просторах союза лучше и свободней.Чтобы они могли беспрепятственно переезжать из страны в страну, свободно заниматься бизнесом, торговать, работать и учиться, где захотят. Чтобы они в полной мере могли вкусить плоды взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Создал ли подобные условия Таможенный союз, существующий с 1995 года сначала по инициативе России, Белоруссии и Казахстана, к которым в 1996 присоединилась Киргизия, а затем, в 1999-м, Таджикистан? Оптимистичного, к сожалению, ответа на этот вопрос по сей день нет.
Недавно одна моя минская знакомая вынуждена была задержаться в Москве, отчего пропал купленный заблаговременно обратный билет на минский поезд. Пришлось покупать новый. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что из Москвы билет стоит на порядок дороже, чем из Минска. На тот же поезд, в то же купе...
А вот еще: в Гомеле были обнаружены несколько новеньких шестисотых "мерседесов", владельцами которых были... учитель, врач, ночной сторож... Оказалось, что все они за определенную мзду согласились оформить на себя сверкающие лимузины, которые на самом деле предназначались для богатых россиян, не пожелавших, однако, делиться с российским бюджетом...
Подобных сюжетов на "едином таможенном пространстве" - тьма, от бытовых до межведомственных и даже межгосударственных. Каждая из стран, заботясь о собственной казне и собственных производителях, действует по своим правилам, то и дело нарушая уже подписанные соглашения по Таможенному союзу. Очень резко охарактеризовал эту ситуацию Александр Лукашенко, выступая на недавней сессии Парламентского собрания России и Белоруссии. "Российская сторона, - утверждал он, - вернула фактически двойное налогообложение товаров, происходящих из третьих стран и ввезенных в Россию с территории Белоруссии... Если ситуация не будет исправлена, нам придется ввести в отношении российских субъектов хозяйствования такие же меры. Это окончательно оформит границу между РБ и РФ..."
Удалось ли "исправить ситуацию" на минском саммите? Удалось ли договориться о создании реально действующей зоны свободной торговли, о единых таможенных и транспортных тарифах и т.п.? Договориться, судя по всему, удалось. А вот создание работающих механизмов потребует времени. По крайней мере, до октября, когда состоится очередное заседание Межгоссовета "пятерки". Между тем на заключительной пресс-конференции президенты были настроены оптимистично. Нурсултан Назарбаев, председатель Межгоссовета, утверждал, что процент согласованных в рамках "пятерки" пошлин и тарифов превысил 60, что на фоне 80 процентов в рамках ЕС выглядит совсем неплохо. А из предложенных им в свое время "10 шагов навстречу простым людям" семь уже сделаны в виде соответствующих постановлений и решений правительств.
Из наиболее важных решений, принятых на минской встрече "пятерки", можно считать преобразование Таможенного союза в Межгосударственное объединение "Таможенный союз", обладающее международной правосубъектностью. Владимир Путин охарактеризовал это преобразование как переход к новому качеству отношений. До октября специально созданная рабочая группа должна выработать механизм реализации этого решения. Два важных документа подписали премьер-министры: Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в странах "пятерки" и Протокол о порядке и норме беспрепятственного вывоза физическими лицами наличной иностранной валюты в третьи страны. Они, безусловно, напрямую затрагивают интересы и права граждан. Из Белоруссии, например, сегодня можно свободно вывозить не более 500 долларов США. В ближайшем будущем, по идее, эта сумма должна вырасти в три раза.
Трудно сказать, чего больше было на минской встрече: братства или прагматизма. Удалось ли, другими словами, совместить достаточно разноплановые интересы с несомненным нежеланием "ссориться", обострять углы? Похоже все-таки, что удалось.
Вопросы укрепления механизмов сотрудничества в сфере обороны обсудили вчера в столице Белоруссии главы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана на сессии Совета коллективной безопасности.