10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

13 ПРОЦЕНТОВ - СЧАСТЛИВАЯ ЦИФРА

Дьяченко Александр
Опубликовано 01:01 25 Мая 2000г.
На днях премьер-министр России Михаил Касьянов заявил, что главным делом правительства в ближайшее время станет налоговая реформа. О том, какой она видится ее разработчикам, рассказывает первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

ТИШЕ ЕДЕШЬ - НИКОМУ НЕ ДОЛЖЕН
- Правительство уже давно работает над поправками ко второй части Налогового кодекса, принятого Госдумой в первом чтении еще в 1998 году. Совместно с фракцией "Единство" нами были внесены уточнения. Они предусматривают серьезную налоговую реформу, которая должна проводиться поэтапно в течение четырех-пяти лет. Стратегические подходы к налоговой реформе правительство сейчас не пересматривает. Но в связи с позитивными тенденциями в экономике появилась возможность провести ее в более сжатые сроки.
Предварительно предполагалось, что в первый год реформы начнется ликвидация налогов с оборота - на содержание жилкомхоза и сборы в дорожные фонды. Теперь появилась возможность ликвидировать эти налоги сразу же с 1 января 2001 года. Налог на содержание ЖКХ должен полностью компенсироваться местным бюджетом за счет введения нового муниципального налога на доходы организаций, который будет уплачиваться из прибыли. Местные власти получат возможность предоставлять льготы по нему. Ставка этого налога ограничена 5 процентами. Предполагается отменить налог на приобретение автотранспортных средств и налог на реализацию ГСМ.
Отмененные налоги будут частично компенсированы повышением акцизов на моторное топливо - бензин, дизельное топливо, моторные масла, а также увеличением фискальной нагрузки на владельцев автотранспортных средств. В проекте кодекса это обозначено как "транспортный налог". Его предполагается сделать не маленьким - для того, чтобы обеспечить дополнительные поступления средств на дорожное строительство. Словом, владельцы очень мощных и очень дорогих автомобилей будут платить и очень заметные налоги. Для собственников же "москвичей", "жигулей" и малолитражных иномарок практически ничего не изменится.
- Не приведут ли эти меры к удорожанию цены горючего, а вместе с ним и стоимости транспортных услуг?
- Да, цены на бензин несколько увеличатся, но не катастрофически. Так, бензин АИ-95 сегодня стоит примерно 7 рублей 20 копеек. По нашим расчетам, после налоговых преобразований его цена вырастет до 9 рублей 50-60 копеек. Низкооктановые марки бензина подорожают несколько меньше. Акцизы подобраны таким образом, чтобы цена дизельного топлива вообще не изменилась. Это чтобы не пострадали интересы сельского хозяйства.
СТАВКА МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ
- А что с заработной платой? В последнее время было много заявлений о необходимости снизить ставки подоходного налога.
- Мы предлагаем самые радикальные изменения. Ставку подоходного налога сделаем для всех единой - 13 процентов. Сегодня немало людей, которые получают доходы достаточно высокие, чтобы платить налоги по ставке 30 процентов. Но они их не платят, подчас вполне даже легально: при помощи многочисленных кредитно-депозитных, страховых и иных схем, которые предлагаются банками и страховыми компаниями. 13-процентная ставка - это очень непростое решение, конечно. Но оно рассматривается нами и как своего рода амнистия, которая должна способствовать возврату капитала в Россию, а также выходу его из теневого оборота.
Взносы в Пенсионный фонд гражданами - тот самый процент от зарплаты - предполагается отменить, поэтому сумма изъятий у граждан не увеличится. Из упомянутых 13 процентов 1 процент будет в дальнейшем направляться на те цели, расходы на которые закреплены сегодня за фондом занятости. Соответственно отчисления в фонд занятости работодателей тоже будут отменены. Это оправданное решение. Дело в том, что территории, где наиболее динамично развивается экономика и мала безработица, получают большие отчисления в этот фонд, чего нельзя сказать о депрессивных регионах. Перераспределение финансовых потоков в целях поддержания занятости будет осуществляться через Минтруд.
- А что будет с отчислениями в социальные фонды? Не так давно вы сами говорили о необходимости объединить их в единый социальный налог.
- Идея, о которой вы говорите, нами действительно высказывалась. Целью было улучшить собираемость налогов и уменьшить в 5 раз число структур, которые имеют право приходить к налогоплательщику и проводить налоговые проверки. Это улучшило бы инвестиционный климат в стране, уменьшило затраты общества на исполнение налогового законодательства.
Вокруг данного предложения было много дискуссий. Результат такой: стратегически решение поддерживается, но осуществляться оно будет постепенно. На первом этапе в социальном налоге будут соединены отчисления только в 2 из 4 фондов - обязательного медицинского страхования и социальной защиты населения.
Предлагается ставку отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования сохранить на действующем уровне - 3,6 процента. Отчисления в Фонд социального страхования будут снижены с 5,4 процента до 4 процентов. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечивать выплаты по больничным листам, пособиям по нетрудоспособности и профинансировать другие расходы.
Что касается Пенсионного фонда, то на первом этапе все его прежние функции сохранятся, в том числе система сборщиков и контролеров. Отчисления в Пенсионный фонд с заработной платы, которые производят работодатели, сохранятся на уровне 28 процентов. Из них 26 пойдут на выплату пенсий, а 2 процента будут направляться на персонифицированное пенсионное страхование в рамках Пенсионного фонда.
В целом большинство этих идей на первом этапе уже одобрено налоговым подкомитетом Госдумы.
ИЗ ТЕНИ - В СВЕТ, ПРОИГРАВШИХ НЕТ
- Налоговые послабления предполагается подкрепить ужесточением ответственности налогоплательщиков. о каких мерах идет речь?
- Ряд наших поправок в Налоговый кодекс должны перекрыть достаточно распространенные способы ухода от налогообложения и сделать контроль более прозрачным. О каких поправках речь? Во-первых, необходимо изменить определение того, что считается моментом уплаты налога. Ныне таковым считается момент предъявления банку поручения об уплате сбора налогоплательщиком. При этом средств на счете налогоплательщика должно быть достаточно для выполнения такого поручения.
Что происходит на практике? Существует много проблемных банков, в которых зависли десятки миллиардов рублей. На этой основе процветает специфический бизнес, предлагающий предприятиям услуги по "псевдоуплате" налогов через такие банки. Несмотря на жесткие меры Министерства по налогам и сборам (оно выиграло несколько судебных процессов), несмотря на отзыв лицензий Центробанком у таких банков, лазейка остается. Закрыть ее можно, если оговорить в законе случаи, когда представление в банк поручения на уплату налогов можно считать недобросовестными действиями и не признавать уплаты налога.
Кроме того, мы считаем, что фискальные органы должны иметь возможность в оперативном порядке получать информацию о том, что счета клиентов банка используются третьими лицами. Речь идет о так называемой аренде счетов, которая позволяет не становиться на учет налоговых органов и соответственно уклоняться от уплаты налогов. Должно быть расширено число формальных критериев, по которым лица могут быть признаны взаимозависимыми, что закроет многие существующие ныне лазейки ухода от налогов. Необходимо уточнить правила, касающиеся трансфертного ценообразования, - это закроет путь сделкам по завышенным или заниженным ценам с целью ухода от налогов. Нужно уточнить нормы, которые позволяли бы государству требовать от налогоплательщика уплаты авансовых платежей по налогу. Например, по налогу на прибыль.
Мы заинтересованы в том, чтобы все названные поправки были приняты уже в текущем году. Их надо ввести в действие не позже 1 января 2001 года.
- Предположим, поправки будут приняты. Как это повлияет на экономику в целом? Как изменится налоговая нагрузка?
- Номинальная налоговая нагрузка в экономике России (то есть то, что должно платиться по правилам) сегодня составляет 41 процент ВВП. Реально в последнее время налоги собирались на уровне 35-36 процентов ВВП. В конце прошлого года вышли на 37 процентов, а по итогам первого квартала 2000 года - на 38 процентов ВВП. Речь идет, конечно, о расширенном бюджете, то есть учитываются поступления в федеральные, территориальные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды.
Если реформа будет реализована в полном объеме, включая трансформацию налога на прибыль, то номинальная налоговая нагрузка снизится примерно на 1,9-2 процента ВВП. Ориентир последующих изменений - 35 процентов ВВП.
При этом будет происходить сближение номинальной налоговой нагрузки и реальной собираемости налогов. Я думаю, что готовность платить налоги увеличится, многие налогоплательщики выйдут из тени. Возрастет и рентабельность легального бизнеса, что также будет способствовать развитию экономики.
Однако произойдет это не сразу, не с 1 января. Понадобятся год-два, может быть, больше, чтобы ситуация улучшилась коренным образом. Поэтому в какой-то момент поступления в бюджет могут даже сократиться, так что расходы придется урезать. Конкретные цифры будут после завершения работы над проектом бюджета 2001 года.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников