КАННЫ: КИНО, ПАЛЬМЫ, МОРЕ

Еще в воскресенье вечером каннская набережная Круазетт в обрамлении высоченных пальм походила на современный многоголосый и многолюдный Вавилон, а вокруг Дворца кино людское столпотворение вот-вот грозило перехлестнуть через кордоны полицейских и смешаться с сотнями счастливцев в вечерних нарядах, торжественно поднимающихся по красной ковровой дорожке в святая святых дворца - Зал Света. А на следующий день как по мановению волшебной палочки Канны из центра вселенной, которыми они были в течение полутора майских недель, вернулись в свое обыденное полусонное состояние.

Лишь первые полосы местных газет напоминают о прошедших бурных днях огромными заголовками. В них с множеством восклицательных знаков восторженно склоняется имя покорительницы Канн исландской певицы Бьорк, признанной лучшей актрисой 53-го фестиваля за роль чешской эмигрантки Сельмы в фильме датчанина Ларса фон Триера "Танцовщица в ночи". Итак, взошла новая "звезда"? Несомненно, хотя сама похожая на десятиклассницу Бьорк, стеснительная до конфуза, абсолютно так не считает. И откровенно сознается, что все, что с ней произошло, - настоящая случайность. И действительно, поначалу и речи не шло о съемках у датчанина. Она согласилась лишь написать музыку для фильма. Уроженка Рейкьявика уже успела прославиться своими остросовременными песнями, а также сильным, каким-то поднебесно высоким голосом. В течение нескольких месяцев фон Триер уговаривал Бьорк согласиться сыграть главную рль в своей ленте (заметим в скобках, что сама Катрин Денев не посчитала для себя зазорным попросить датчанина найти для нее какую-нибудь роль в "Танцовщице в ночи"). И убедил-таки. Отношения между волевым режиссером и Бьорк, с виду паинькой, но на деле женщиной с еще каким характером, складывались непросто. От столкновения двух творцов только, как говорят, искры в разные стороны сыпались. Дело доходило до того, что фон Триер как-то раз попытался загипнотизировать темноволосую исландку с ангельским лицом, но не на ту напал, получив соответствующий отпор. Однажды супертребовательная Бьорк в ярости порвала в клочья платье, а работать соглашалась только в присутствии собственного адвоката. Вплоть до 1 мая никто не знал, согласится ли она на выход фильма, но в конце концов дала "добро", заявив, правда, что этот киноопыт для нее "был катастрофой со всех точек зрения". На вопрос же, собирается ли она сниматься впредь, без обиняков ответила: "Этот фильм был началом и концом моей артистической карьеры".
Правда, не одной "Танцовщицей в ночи" запомнится 53-й фестиваль. На нем было достаточно других хороших фильмов. Таких, как, к примеру, американский "Брат, где ты?" Жоэля и Этана Коэнов. В основу этой необычайно веселой и динамичной ленты положена "Одиссея" Гомера со многими свойственными для нее перипетиями. Правда, действие происходит в 30-х годах в южных штатах Америки, а Улисс и его соратники превращены в троицу беглецов-заключенных. Улисса блистательно сыграл голливудский актер Джордж Клуни, который российским зрителям хорошо знаком по популярному сериалу "Скорая помощь". Или лента англичанина Кена Лоуча о борьбе мексиканских уборщиц, нелегально, по-черному работающих в Лос-Анджелесе. Выпукло выписанные характеры, реальные ситуации и социальная заостренность делают честь режиссеру, который посвятил свой талант борьбе против вопиющих несправедливостей в "обществе равных возможностей". К сожалению, эти ленты не были отмечены в Каннах, но я уверен, что они найдут своего зрителя в самом ближайшем будущем.
И все-таки Канны - это не только кино, но и вселенская "тусовка", на которую со всего света слетаются звезды экрана. В этом году Лазурный берег посетили Грегори Пек, Энди Макдауэлл, Мелани Гриффит, Шон Пенн. Элизабет Тейлор не повезло: она прибыла в Канны, но из-за падения смогла лишь коротенько поприсутствовать на одном из параллельных фестивалю мероприятий - благотворительном ужине американского фонда Амфар, спонсором которого была компания по производству женского нижнего белья "Виторияз сикрет". Демонстрация нижнего белья прошла в первой части вечера. В качестве манекенщиц выступили красавицы первой величины, среди них Клаудия Шиффер, Наоми Кемпбелл, Летиция Каста и другие. После был устроен необычный аукцион. Английский режиссер и актер Кеннет Брана за 29 тысяч долларов выиграл час массажа, сделанный руками писаной красавицы, топ-модели Хейди Клам, а ужин с глазу на глаз с Нельсоном Манделой (был и такой лот) ушел за 116 тысяч. Собравшихся ублажал пением Элтон Джон, и в фонд Амфара в результате было собрано за вечер два с половиной миллиона долларов.
Невиданную активность в связи с фестивалем проявили также известные парижские кутюрье, которые давно смекнули, что 24 ступени дворца кино, покрытые красной ковровой дорожкой, - это лучший из всех существующих подиумов в мире. Версаче, Пако Рабанн, Эскада, Ланвэн и другие в этом году организовали самый настоящий десант на Круазетт. В апартаментах лучших гостиниц Канн киноактрисам и прочим светским дамам предлагалось выбирать себе наряд по вкусу - лишь бы они в нем промелькнули на знаменитой лестнице. От них, кстати, не отставали и именитые ювелирных дел мастера из французской компании "Шопар", которые привезли в Канны драгоценности на сотни миллионов долларов - лучшей рекламы ведь не сыщешь.
Итак, Канны - кино или ярмарка тщеславия? Скорее всего, и то, и другое. Плюс пальмы, море, солнце...