09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСТРОЕНИЕ ПО ВЕРТИКАЛИ

Щуров Василий
Опубликовано 01:01 25 Мая 2001г.
Президент РФ подвел итоги первого года работы своих полномочных представителей в федеральных округах. Владимир Путин заявил, что новый институт власти состоялся, образование округов "привело к укреплению и повышению эффективности российской власти".А на встрече в "Труде" Петр Латышев, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе, в состав которого входят Курганская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, рассказывал, как в Уральском округе реализуются задачи, поставленные президентом России.

- Петр Михайлович, поделитесь секретом: как становятся полпредами?
- А разве это секрет? Полпредами становятся по указу президента. Сразу после инаугурации глава государства предпринял ряд шагов, направленных на укрепление власти, на преодоление децентрализации власти и страны, всемерное повышение защищенности российских граждан. Институт полпредов был создан для решения этих задач. Я без колебаний согласился занять этот пост, потому что считал и считаю укрепление власти ключевой проблемой государства.
- Как и многие, вы пришли в исполнительную власть из силовых структур - конкретно из МВД. Прежний опыт пригодился?
- Знаете, органы внутренних дел отличаются от других видов государственной службы. Наши сотрудники не бумажки перебирают, а непосредственно работают с людьми, с предприятиями. Милиция взаимодействует с различными государственными структурами, субъектами экономической деятельности и непосредственно с гражданами.
Мне довелось возглавлять подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, а также руководить блоком милиции общественной безопасности в качестве заместителя министра внутренних дел России. Кроме того, на меня были возложены задачи по декриминализации г. Новороссийска и портовых городов на Азовском побережье. В 1995-1998 годах возглавлял оперативный штаб по координации действий МВД в Чечне.
Опыт оказался полезен. Когда приступил к исполнению обязанностей полпреда, многие сферы были уже знакомы. Хотя, конечно, были и пробелы - в вопросах строительства, в сфере взаимоотношений регионов и центра, взаимодействия власти и населения. Эти "белые пятна" я стараюсь по мере сил восполнять.
- А что было самым сложным? Может, что-то вас удивило...
- Признаюсь, я не вполне представлял глубину разрыва между центром и регионами. Лозунг "берите суверенитета сколько хотите" имел крайне негативные последствия. Многие решения, которые принимались в Москве, на местах не исполнялись или извращались. А государство не могло воздействовать на эти процессы, потому что утратило рычаги влияния. Их требовалось срочно восстанавливать. Не было эффективной правовой защиты интересов граждан и юридических лиц. Каждый испытал на себе отсутствие единого правового пространства и эффективной государственной власти.
- Итак, полпреды оказались там, где надо было начинать укрепление вертикали госвласти. А с чего конкретно?
- Важнейшую, можно сказать, базовую задачу нам определил президент - выравнивание правового поля, то есть приведение в соответствие с Конституцией РФ региональных законов. С августа прошлого года мы вместе с органами юстиции, прокуратурой, судебной властью приступили к экспертизе законодательных актов.
Поначалу экспертов встретили в штыки. Не понималось главное: приведение в соответствие - не кампания, а принципиальная позиция власти, утвержденная президентом и направленная на создание единых правовых условий для российских граждан, для инвесторов, предприятий и организаций. Некоторые региональные лидеры убеждали, что местные законы лучше, что надо под них перестраивать законодательство. А если и есть какие-то перегибы, отступления, то они несущественные.
Но в области права нет принципиальной разницы между "маленьким" и "большим" нарушением закона - оба имеют разрушительную силу. Ведь в общественном сознании формировалась установка, что закон нарушить можно, надо только решить, много это или мало. Для государства это ведет к дезинтеграции, хаосу.
- В чем конкретно проявлялись процессы дезинтеграции?
- Я был неприятно удивлен результатами правовой экспертизы. В УрФО ни один из уставов - основных законов 6 субъектов Федерации - не соответствовал Конституции РФ. В уставе Курганской области, например, было 48 противоречий. Один регион самостоятельно определял свои границы, другой объявлял себя собственником недр, третий записывал право на самоопределение - вплоть до отделения...
Всего из 1500 законодательных актов 320 были признаны несоответствующими российскому законодательству - примерно каждый пятый. А эти уставы служили основой для регионального законотворчества. Потом исполнительная власть принимала свои подзаконные - фактически незаконные - акты. На местах та же картина, тот же "шлейф". Из 1113 уставов муниципальных образований незаконными оказались 950...
- Интересно, какая область права сильнее страдала?
- Прежде всего налоговая сфера, пользование землей и недрами, сфера собственности и регистрационного права. Многое приходилось отменять через суд. После чего разрушались целые блоки в пирамиде исполнительной власти, которые были выстроены под незаконные правовые акты. Кому такое понравится? Государственный контролер не является "удобным человеком", и с этим надо считаться. Нередко наши действия оценивали как вмешательство в компетенцию органов власти на местах, были протесты.
Но на полпреда возложен контроль за исполнением федерального законодательства, и, если оно нарушается, я вмешивался и буду вмешиваться. Обеспечивать восстановление законности во всех сферах общественной жизни. И непосредственно - через окружную инспекцию Главного контрольного управления президента и координируя деятельность территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Такова позиция президента, которую поддерживает большинство граждан.
- Можете назвать конкретные результаты?
- Мы создали 29 консультационных органов, в том числе совет по взаимодействию женских движений. Весной наши социально активные женщины организовали и провели окружной форум. Очень много актуальной информации я получил. В частности, о том, что в Свердловской области по детским пособиям накопился долг 10 миллионов рублей, в Челябинской - 4 миллиона. Как помочь? Окружная инспекция ГКУ президента получила поручение провести проверку исполнения Федерального закона о выплате детских пособий. Оперативно отреагировало правительство Свердловской области, где приняли решение о ликвидации задолженности до конца полугодия, необходимые средства выделены.
- У вас на Урале непросто складывались отношения с некоторыми лидерами, в частности, с губернатором Эдуардом Росселем. В чем причина?
- Произошли качественные изменения. А они легкими не бывают. Требуется всегда время, чтобы понять суть происходящих поворотных событий и принять их как часть государственной политики. С первых дней, когда началось наведение порядка в региональном законодательстве, последовала реакция противодействия. И так продолжалось, пока не пришло осознание, что это не временные начинания, а объективная необходимость совместной работы органов федеральной власти и органов власти субъектов РФ по восстановлению единого правового пространства. В работу включились и главы субъектов Федерации, и законодательные собрания.
Аппарат полномочного представителя президента в округе - это часть администрации президента РФ. Приближение ее к субъектам Федерации позволяет решать многие проблемы, к которым невозможно было подступиться год назад. Сегодня возрос уровень взаимопонимания, а формы взаимодействия носят все более конкретный характер. Речь не идет о том, что кто-то на кого-то нажал или кто-то кому-то уступил. Сейчас мы думаем над решением одних задач. Мы не по разные стороны баррикад, как это было недавно, а коллеги, партнеры. Ведь цели и задачи у нас общие - укрепление государства, улучшение жизни людей.
- Как это "общие"? Полпред же не управляет финансовыми потоками...
- Так ведь и счастье не в деньгах. А если серьезно, то огромный эффект дает устранение административных барьеров - между областями, центром и регионами. Были примеры: Свердловская область пыталась не допустить вывоза медной руды в Челябинск. Много проблем в энергетическом обеспечении в УрФО, развитии транспортной инфраструктуры. Много предложений вносят научно-технический совет и центр экономического планирования и прогнозирования кризиса.
В округе прошел ряд совещаний, где участвовали члены правительства. В итоге, например, приняты решения по переброске электроэнергии с севера округа на юг, где ощущается ее дефицит. В аграрной Курганской области урожайность зерновых упала в 2,5 раза, на 70 процентов сократилось поголовье на фермах. Выездная коллегия Минсельхоза приняла серьезные меры поддержки, которые помогут вывести из кризиса АПК. В апреле совместно с Минюстом обсудили меры реформирования УИС - в округе отбывают наказание более 200 тысяч осужденных... Сейчас ясно, что организация взаимодействия между федеральными органами власти и субъектами Федерации может быть более эффективной. В системе президентской власти появился рабочий канал, этому способствующий.
Единое правовое пространство восстанавливается, но это только первые шаги. Надо добиться повсеместного и неуклонного исполнения законов. Поэтому в 2001 году у полпредов очень важная задача - отладить государственные механизмы, которые должны обеспечить верховенство закона в стране. Это потребует активизации органов юстиции, прокуратуры, а также ускорения судебной реформы.
- Что еще для вас важно?
- Мы должны помочь обеспечить независимость судейского корпуса не на словах, а на деле. Многое изменится и в организации судебной системы, будут приняты очень важные законодательные акты. Скажем, были случаи, когда судья прямо в зале заседания избивал женщину, а потом дисциплинарная коллегия не давала согласия на привлечение его к ответственности. Мы настояли на том, чтобы в состав коллегий вводить представителей общественности, а также наших людей.
В результате на публичных заседаниях судов будет рассматриваться огромная масса обращений граждан по вопросам нарушений их законных прав и интересов. Сегодня миллионы жалоб и обращений "крутятся" в тиши кабинетов чиновников, что является одной из главных причин коррупции. Этому явлению президент дал меткое определение - "чиновничья рента".
- Не меньше возможностей для злоупотреблений и из-за "размытости" полномочий центра и регионов...
- Здесь также есть почва для самоуправства. Сейчас коллегии в округах занимаются подготовкой предложений для главы государства по разграничению полномочий и их законодательному закреплению. В двух словах - сфера совместного ведения должна значительно сократиться. Административный ресурс, в свое время задействованный на противостояние центру, мы направляем на защиту интересов людей, построение цивилизованного общества. Это тоже будет укрепление власти, но уже и по "горизонтали".
Сегодня рейтинг президента высок, а уровень поддержки региональной власти в 2-2,5 раза ниже. Причем последний показатель на том же уровне, что и год назад. О чем это говорит? Люди доверяют президенту, он предпринимает усилия по стабилизации, построению правового государства. В то же время они не видят изменений в региональном слое власти и именно здесь ждут перемен. Вот почему президент и говорит очень жестко о необходимости пересмотра структуры власти.
- Есть ли способ покончить с "чиновничьей рентой", о которой говорил президент?
- Тут две составляющие. Первая - пресечение силовыми структурами коррупции, экономических преступлений. Здесь работа ведется, хотя и в правоохранительных органах есть серьезные проблемы. Завершена проверка в главных управлениях внутренних дел Свердловской и Челябинской областей. На долю этих субъектов Федерации приходится до 90 процентов общего количества укрытых преступлений в УрФО.
Но есть и другие составляющие. Это ликвидация причин и условий, способствующих коррупции, экономическим преступлениям. Вот здесь ключевую роль играет приведение в соответствие законодательных актов и разграничение полномочий в системе государственной власти. Далее - судебная реформа, усиление контрольного блока, подбор кадров. Все вместе взятое, обеспечит наведение должного порядка.
То есть цель не в создании новых спецподразделений силовых структур. Если идти только по этому пути, то часть общества окажется по одну сторону проволоки, а вторая - по другую. А через укрепление законности, правопорядка, восстановление вертикали власти побороть зло можно и нужно. Закон сильнее, эффективнее, чем "маски-шоу".
- Чем сегодня больше всего озабочен полпред?
- Трудный вопрос... Меня очень волнует духовно-нравственное здоровье общества. В стране сейчас слабая семья - основная ячейка общества и государства. Его Святейшество Патриарх, глава Православной церкви, будучи мудрым человеком и патриотом, глубоко прав в том, что Россия всегда была сильна духовностью, с ее потерей связаны многие сегодняшние беды. В трех наших епархиях начали работать центры, где священнослужители работают с наркоманами. Открываются приюты для беспризорников при монастырях. Сестры милосердия идут в больницы, ухаживают за страждущими, строятся новые храмы.
Это признаки духовного выздоровления общества. Мы должны помнить, что без нравственной личности, без крепкой семьи не бывает сильного государства.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников