25 июня 2017г.
МОСКВА 
17...19°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.66   € 66.68
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСТРОЕНИЕ ПО ВЕРТИКАЛИ

Щуров Василий
Опубликовано 01:01 25 Мая 2001г.
Президент РФ подвел итоги первого года работы своих полномочных представителей в федеральных округах. Владимир Путин заявил, что новый институт власти состоялся, образование округов "привело к укреплению и повышению эффективности российской власти".А на встрече в "Труде" Петр Латышев, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе, в состав которого входят Курганская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, рассказывал, как в Уральском округе реализуются задачи, поставленные президентом России.

- Петр Михайлович, поделитесь секретом: как становятся полпредами?
- А разве это секрет? Полпредами становятся по указу президента. Сразу после инаугурации глава государства предпринял ряд шагов, направленных на укрепление власти, на преодоление децентрализации власти и страны, всемерное повышение защищенности российских граждан. Институт полпредов был создан для решения этих задач. Я без колебаний согласился занять этот пост, потому что считал и считаю укрепление власти ключевой проблемой государства.
- Как и многие, вы пришли в исполнительную власть из силовых структур - конкретно из МВД. Прежний опыт пригодился?
- Знаете, органы внутренних дел отличаются от других видов государственной службы. Наши сотрудники не бумажки перебирают, а непосредственно работают с людьми, с предприятиями. Милиция взаимодействует с различными государственными структурами, субъектами экономической деятельности и непосредственно с гражданами.
Мне довелось возглавлять подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, а также руководить блоком милиции общественной безопасности в качестве заместителя министра внутренних дел России. Кроме того, на меня были возложены задачи по декриминализации г. Новороссийска и портовых городов на Азовском побережье. В 1995-1998 годах возглавлял оперативный штаб по координации действий МВД в Чечне.
Опыт оказался полезен. Когда приступил к исполнению обязанностей полпреда, многие сферы были уже знакомы. Хотя, конечно, были и пробелы - в вопросах строительства, в сфере взаимоотношений регионов и центра, взаимодействия власти и населения. Эти "белые пятна" я стараюсь по мере сил восполнять.
- А что было самым сложным? Может, что-то вас удивило...
- Признаюсь, я не вполне представлял глубину разрыва между центром и регионами. Лозунг "берите суверенитета сколько хотите" имел крайне негативные последствия. Многие решения, которые принимались в Москве, на местах не исполнялись или извращались. А государство не могло воздействовать на эти процессы, потому что утратило рычаги влияния. Их требовалось срочно восстанавливать. Не было эффективной правовой защиты интересов граждан и юридических лиц. Каждый испытал на себе отсутствие единого правового пространства и эффективной государственной власти.
- Итак, полпреды оказались там, где надо было начинать укрепление вертикали госвласти. А с чего конкретно?
- Важнейшую, можно сказать, базовую задачу нам определил президент - выравнивание правового поля, то есть приведение в соответствие с Конституцией РФ региональных законов. С августа прошлого года мы вместе с органами юстиции, прокуратурой, судебной властью приступили к экспертизе законодательных актов.
Поначалу экспертов встретили в штыки. Не понималось главное: приведение в соответствие - не кампания, а принципиальная позиция власти, утвержденная президентом и направленная на создание единых правовых условий для российских граждан, для инвесторов, предприятий и организаций. Некоторые региональные лидеры убеждали, что местные законы лучше, что надо под них перестраивать законодательство. А если и есть какие-то перегибы, отступления, то они несущественные.
Но в области права нет принципиальной разницы между "маленьким" и "большим" нарушением закона - оба имеют разрушительную силу. Ведь в общественном сознании формировалась установка, что закон нарушить можно, надо только решить, много это или мало. Для государства это ведет к дезинтеграции, хаосу.
- В чем конкретно проявлялись процессы дезинтеграции?
- Я был неприятно удивлен результатами правовой экспертизы. В УрФО ни один из уставов - основных законов 6 субъектов Федерации - не соответствовал Конституции РФ. В уставе Курганской области, например, было 48 противоречий. Один регион самостоятельно определял свои границы, другой объявлял себя собственником недр, третий записывал право на самоопределение - вплоть до отделения...
Всего из 1500 законодательных актов 320 были признаны несоответствующими российскому законодательству - примерно каждый пятый. А эти уставы служили основой для регионального законотворчества. Потом исполнительная власть принимала свои подзаконные - фактически незаконные - акты. На местах та же картина, тот же "шлейф". Из 1113 уставов муниципальных образований незаконными оказались 950...
- Интересно, какая область права сильнее страдала?
- Прежде всего налоговая сфера, пользование землей и недрами, сфера собственности и регистрационного права. Многое приходилось отменять через суд. После чего разрушались целые блоки в пирамиде исполнительной власти, которые были выстроены под незаконные правовые акты. Кому такое понравится? Государственный контролер не является "удобным человеком", и с этим надо считаться. Нередко наши действия оценивали как вмешательство в компетенцию органов власти на местах, были протесты.
Но на полпреда возложен контроль за исполнением федерального законодательства, и, если оно нарушается, я вмешивался и буду вмешиваться. Обеспечивать восстановление законности во всех сферах общественной жизни. И непосредственно - через окружную инспекцию Главного контрольного управления президента и координируя деятельность территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Такова позиция президента, которую поддерживает большинство граждан.
- Можете назвать конкретные результаты?
- Мы создали 29 консультационных органов, в том числе совет по взаимодействию женских движений. Весной наши социально активные женщины организовали и провели окружной форум. Очень много актуальной информации я получил. В частности, о том, что в Свердловской области по детским пособиям накопился долг 10 миллионов рублей, в Челябинской - 4 миллиона. Как помочь? Окружная инспекция ГКУ президента получила поручение провести проверку исполнения Федерального закона о выплате детских пособий. Оперативно отреагировало правительство Свердловской области, где приняли решение о ликвидации задолженности до конца полугодия, необходимые средства выделены.
- У вас на Урале непросто складывались отношения с некоторыми лидерами, в частности, с губернатором Эдуардом Росселем. В чем причина?
- Произошли качественные изменения. А они легкими не бывают. Требуется всегда время, чтобы понять суть происходящих поворотных событий и принять их как часть государственной политики. С первых дней, когда началось наведение порядка в региональном законодательстве, последовала реакция противодействия. И так продолжалось, пока не пришло осознание, что это не временные начинания, а объективная необходимость совместной работы органов федеральной власти и органов власти субъектов РФ по восстановлению единого правового пространства. В работу включились и главы субъектов Федерации, и законодательные собрания.
Аппарат полномочного представителя президента в округе - это часть администрации президента РФ. Приближение ее к субъектам Федерации позволяет решать многие проблемы, к которым невозможно было подступиться год назад. Сегодня возрос уровень взаимопонимания, а формы взаимодействия носят все более конкретный характер. Речь не идет о том, что кто-то на кого-то нажал или кто-то кому-то уступил. Сейчас мы думаем над решением одних задач. Мы не по разные стороны баррикад, как это было недавно, а коллеги, партнеры. Ведь цели и задачи у нас общие - укрепление государства, улучшение жизни людей.
- Как это "общие"? Полпред же не управляет финансовыми потоками...
- Так ведь и счастье не в деньгах. А если серьезно, то огромный эффект дает устранение административных барьеров - между областями, центром и регионами. Были примеры: Свердловская область пыталась не допустить вывоза медной руды в Челябинск. Много проблем в энергетическом обеспечении в УрФО, развитии транспортной инфраструктуры. Много предложений вносят научно-технический совет и центр экономического планирования и прогнозирования кризиса.
В округе прошел ряд совещаний, где участвовали члены правительства. В итоге, например, приняты решения по переброске электроэнергии с севера округа на юг, где ощущается ее дефицит. В аграрной Курганской области урожайность зерновых упала в 2,5 раза, на 70 процентов сократилось поголовье на фермах. Выездная коллегия Минсельхоза приняла серьезные меры поддержки, которые помогут вывести из кризиса АПК. В апреле совместно с Минюстом обсудили меры реформирования УИС - в округе отбывают наказание более 200 тысяч осужденных... Сейчас ясно, что организация взаимодействия между федеральными органами власти и субъектами Федерации может быть более эффективной. В системе президентской власти появился рабочий канал, этому способствующий.
Единое правовое пространство восстанавливается, но это только первые шаги. Надо добиться повсеместного и неуклонного исполнения законов. Поэтому в 2001 году у полпредов очень важная задача - отладить государственные механизмы, которые должны обеспечить верховенство закона в стране. Это потребует активизации органов юстиции, прокуратуры, а также ускорения судебной реформы.
- Что еще для вас важно?
- Мы должны помочь обеспечить независимость судейского корпуса не на словах, а на деле. Многое изменится и в организации судебной системы, будут приняты очень важные законодательные акты. Скажем, были случаи, когда судья прямо в зале заседания избивал женщину, а потом дисциплинарная коллегия не давала согласия на привлечение его к ответственности. Мы настояли на том, чтобы в состав коллегий вводить представителей общественности, а также наших людей.
В результате на публичных заседаниях судов будет рассматриваться огромная масса обращений граждан по вопросам нарушений их законных прав и интересов. Сегодня миллионы жалоб и обращений "крутятся" в тиши кабинетов чиновников, что является одной из главных причин коррупции. Этому явлению президент дал меткое определение - "чиновничья рента".
- Не меньше возможностей для злоупотреблений и из-за "размытости" полномочий центра и регионов...
- Здесь также есть почва для самоуправства. Сейчас коллегии в округах занимаются подготовкой предложений для главы государства по разграничению полномочий и их законодательному закреплению. В двух словах - сфера совместного ведения должна значительно сократиться. Административный ресурс, в свое время задействованный на противостояние центру, мы направляем на защиту интересов людей, построение цивилизованного общества. Это тоже будет укрепление власти, но уже и по "горизонтали".
Сегодня рейтинг президента высок, а уровень поддержки региональной власти в 2-2,5 раза ниже. Причем последний показатель на том же уровне, что и год назад. О чем это говорит? Люди доверяют президенту, он предпринимает усилия по стабилизации, построению правового государства. В то же время они не видят изменений в региональном слое власти и именно здесь ждут перемен. Вот почему президент и говорит очень жестко о необходимости пересмотра структуры власти.
- Есть ли способ покончить с "чиновничьей рентой", о которой говорил президент?
- Тут две составляющие. Первая - пресечение силовыми структурами коррупции, экономических преступлений. Здесь работа ведется, хотя и в правоохранительных органах есть серьезные проблемы. Завершена проверка в главных управлениях внутренних дел Свердловской и Челябинской областей. На долю этих субъектов Федерации приходится до 90 процентов общего количества укрытых преступлений в УрФО.
Но есть и другие составляющие. Это ликвидация причин и условий, способствующих коррупции, экономическим преступлениям. Вот здесь ключевую роль играет приведение в соответствие законодательных актов и разграничение полномочий в системе государственной власти. Далее - судебная реформа, усиление контрольного блока, подбор кадров. Все вместе взятое, обеспечит наведение должного порядка.
То есть цель не в создании новых спецподразделений силовых структур. Если идти только по этому пути, то часть общества окажется по одну сторону проволоки, а вторая - по другую. А через укрепление законности, правопорядка, восстановление вертикали власти побороть зло можно и нужно. Закон сильнее, эффективнее, чем "маски-шоу".
- Чем сегодня больше всего озабочен полпред?
- Трудный вопрос... Меня очень волнует духовно-нравственное здоровье общества. В стране сейчас слабая семья - основная ячейка общества и государства. Его Святейшество Патриарх, глава Православной церкви, будучи мудрым человеком и патриотом, глубоко прав в том, что Россия всегда была сильна духовностью, с ее потерей связаны многие сегодняшние беды. В трех наших епархиях начали работать центры, где священнослужители работают с наркоманами. Открываются приюты для беспризорников при монастырях. Сестры милосердия идут в больницы, ухаживают за страждущими, строятся новые храмы.
Это признаки духовного выздоровления общества. Мы должны помнить, что без нравственной личности, без крепкой семьи не бывает сильного государства.


Loading...





Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?