03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДОГОНИТ ЛИ АХИЛЛ ЧЕРЕПАХУ?

Дьяченко Александр
Опубликовано 01:01 25 Мая 2001г.
Разгон инфляции, происходящий в последние месяцы, заметен невооруженным глазом. Правда, это совсем не та уже инфляция, к которой мы за последние десять лет почти привыкли, а всего лишь 1 - 2 процента в месяц. Специалисты и чиновники ведут жаркие споры вокруг этих самых десятых долей процента, но поделать с ними ничего не могут. А может, не хотят?

Давайте признаемся честно: для простого "обывателя" внешне вроде и нет разницы между годовой инфляцией в 12 процентов (заложена в бюджете на 2001 год), 14 - 16 (прогноз зам. министра финансов А.Улюкаева), 18 (прогноз руководителя департамента Минэкономразвития В. Волкова) или 20 процентов (прогноз Российско-европейского центра экономической политики). На самом деле даже десятые доли процента инфляции очень важны, за ними - сотни и сотни миллионов рублей, потраченных впустую. По мнению многих специалистов, инфляционная накачка экономики приведет к торможению ее роста.
Кстати, свежие данные Госкомстата как раз об этом и свидетельствуют. По его данным, рост в основных отраслях российской экономики в январе-апреле 2001 года по сравнению с тем же периодом 2000 года составил 4 процента. Однако вот другая цифра: в апреле по сравнению с мартом этого года производство снизилось на 4,1 процента. Конечно, названное снижение можно оценить как проявление сезонных колебаний конъюнктуры, а можно и как серьезный сигнал о нарастающих негативных тенденциях. Пока они еще очень противоречивы и заметны лишь экспертам. Тот же Госкомстат сообщил, что инфляция в России за первые 4 месяца 2001 г. составила 9 процентов, а цены производителей промышленной продукции выросли на 5,7 процента. В то же время реальная зарплата россиян в январе - апреле превысила показатель 4 месяцев 2000 года на 19,4 процента, номинальная же зарплата (то есть без поправки на инфляцию) увеличилась на 46,7 процента. Инвестиции в основной капитал, по оценке, выросли на 4 процента, грузооборот транспорта - на 1,3 процента, оборот розничной торговли - на 9 процентов.
Таким образом, нельзя сказать однозначно, вредит инфляция экономическому росту или способствует ему. Некоторые экономисты считают, что умеренная двузначная инфляция характерна для подавляющего большинства развивающихся стран, ее присутствие закономерно и может даже способствовать росту экономики.
Словом, инфляция - материя весьма тонкая и неоднозначная. Все разговоры о том, что причина ее - печатный станок Центробанка, скупающего валюту у нефтеэкспортеров, неубедительны: рубли, обеспеченные валютой, не могут порождать инфляцию. Косвенно это подтверждает и премьер правительства России Михаил Касьянов, когда говорит о "немонетарном характере" нынешнего витка инфляции.
Кроме ЦБ, за инфляцию у нас еще отвечает Минфин. Его не очень ритмичные действия по погашению всевозможных долгов перед бюджетниками, финансирование северного завоза, посевной и т.д. в принципе могут порождать инфляционные всплески. Самое же удивительное то, что Минфин является, по сути говоря, ведомством, объективно заинтересованным в росте инфляции. Выше инфляция - выше доходы бюджета - больше заслуг у чиновников Минфина. Бороться же с инфляцией Минфин может лишь одним способом - задержкой выплат и трансфертов, что вряд ли стимулирует экономику.
Самое же непосредственное влияние на инфляцию оказывает политика государства в отношении естественных монополий. По мнению известного эксперта Михаила Делягина, именно серия повышения тарифов РАО ЕЭС и МПС - настоящий источник наблюдаемых ныне инфляционных процессов. Так, на днях правительственная комиссия по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте приняла решение о повышении на 17,5 процента тарифов на внутренние железнодорожные грузовые перевозки. Ждите очередного роста цен.
Правда, надо отдать должное и монополистам - они тоже страдают от собственных же действий. Как заявил официальный представитель одного из подразделений МПС России А.Яковлев, индексированный в таком размере тариф "лишь наполовину покрывает рост издержек железнодорожного транспорта, в то время как продукция, закупаемая МПС РФ, постоянно и заметно дорожает".
Подобная логика борьбы с инфляцией напоминает известную древнюю притчу об Ахилле и черепахе. Догонит ли Ахилл черепаху? Нет, не догонит. Потому что за то время, пока Ахилл будет приближаться к ней, черепаха сделает еще один шаг вперед - и так до бесконечности.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников