АМАН ТУЛЕЕВ: РОССИЯ НА ПОРОГЕ УГОЛЬНОГО БУМА

В ряду разноречивых экономических прогнозов известных аналитиков "на все сто" оправдывается прогноз кемеровского губернатора А. Тулеева, который в течение последних двух лет не устает убеждать правительство в экономической целесообразности развития угольной отрасли страны.

- Аман Гумирович, сейчас в точном соответствии с вашими предсказаниями сложилась ситуация, когда продукция угольной отрасли стала пользоваться ранее невиданным спросом. По каким индикаторам вы смогли это определить заранее?
- Если бы не случилось непродуманное "сворачивание" угледобычи под надуманным предлогом неэффективности вкупе с бездарной "реструктуризацией", страна имела бы сейчас отрасль, сопоставимую по доходности с газовым сектором. Россия, как и весь мир, переживает настоящий угольный бум. Посудите сами: угольный рынок вырос за последний год на 9,6 процента, в 2001 году он поднимается на 6,3 процента, а в 2002-м - на 5,7 процента. В ситуации, когда страна обладает 36 процентами мировых запасов угля, преступно не использовать это богатство достаточно интенсивно. Россия откатилась на пятое место в мире по добыче угля, отставая не только от США и Китая, но и от Индии и Австралии.
- Но согласно статистике угледобыча в Кузбассе неуклонно возрастает, и отрасль давно преодолела состояние застоя...
- Нам удалось прекратить закрытие угольных предприятий. Начато строительство новых шахт и угольных разрезов. Объем добычи угля впервые с начала реформ превысил отметку 100 млн. тонн в год. Мы планируем технически переоснастить все шахты. Внедряем экологически чистые технологии добычи, переработки, использования угля и совершенствуем способы его транспортировки.
- В условиях угольного бума и роста цен на уголь кузбасские угольщики наконец-то смогут привлечь значительные средства, чтобы компенсировать капитальные вложения.
- И мировая, и внутренняя цена на уголь имеет тенденцию к росту. Известно, что цена на уголь растет вслед за ценой на нефть, но с интервалом в шесть-восемь месяцев. Если цена на нефть достигала 35 долларов, то должна повыситься и цена угля. Рост цен на нефть заставляет производителей использовать уголь там, где это возможно, вместо нефти. Внутрироссийская цена может возрасти не только из-за дефицита, но и из-за возможной приватизации железных дорог. Конечно, внутренняя цена отстает от экспортной, и угольные компании заинтересованы в росте объемов экспорта. От этого зависит, сможет ли Россия сохранить и увеличить свою долю на мировом угольном рынке. Сейчас мы занимаем седьмое место по экспорту коксующихся углей и восьмое - по экспорту энергетических.
- Внутренняя и внешняя потребность в угле возросла настолько, что отечественные потребители вступили в конфликт с экспортерами. По крайней мере по заявлению руководства РАО "ЕЭС России" необходимо ввести пошлины, сдерживающие импорт, иначе следующая зима начнется с дефицита угольного топлива. Предполагаются и административные меры, например введение квот.
- Странно слышать о такой позиции РАО ЕЭС, которое в начале предыдущего года под давлением заставило себя увеличить долю угольной составляющей в своем топливном балансе. Сейчас доля угля в выработке электроэнергии составляет всего 19 процентов, и по этому показателю наша страна более чем вдвое уступает США, Германии и Китаю. Между тем, по данным Минэнерго, потребности энергетиков в угле составляют 79,3 млн. тонн, что на 5 млн. тонн меньше, чем угольные компании поставляют на внутренний рынок.
Что же касается сбоев в поставках, то они происходили вовсе не из-за того, что угля не хватало.
Если честно, я вижу несколько причин энергетического кризиса этого года. Во-первых, раньше у Минтопэнерго был твердый план по поставкам на будущий год, и запасы делались заранее. Теперь в РАО ЕЭС никто прогнозированием не занимается. Соответственно, угольщикам до сих пор не известно, сколько угля нужно на 2001 год, а значит, нет четкого контракта по объемам поставок. В результате недавно угольщики отказались подписывать текст соглашения с РАО ЕЭС и Минэнерго о поставках угля на электростанции на II-IV кварталы этого года.
Во-вторых, РАО не выполняет план даже по заявленным объемам угля, чем разоряет угольные компании.
И наконец, задержки с оплатой, доходящие до полугода, без всяких санкций за эти безобразия - не могут не отталкивать поставщиков от сотрудничества. А их заставляют работать с РАО административными мерами! Поэтому энергетикам надо сначала жаловаться на собственный плохой менеджмент, а уже потом - на низкие тарифы на электроэнергию.
- Какой же выход из надвигающегося конфликта энергетиков и экспортеров вы видите?
- Есть еще возможность грамотно повлиять на ситуацию. Необходимо наращивать интенсивность производства, обеспечить рост. Важно то, что дело сдвинулось с мертвой точки - подготовлена правительственная программа.
Сошлюсь на доклад В. Христенко. Уже подготовлен проект решения правительства, согласно которому средства господдержки будут направляться всем предприятиям отрасли. Кроме того, предполагается выделить им 500 млн. рублей на так называемое субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, что позволит привлечь до 5 млрд. рублей на кредитную поддержку отрасли.
Правительство подготовило решение по реструктуризации долгов угольных предприятий. В отличие от других отраслей предполагается каникулярный период, в течение которого они могут не платить свои предыдущие задолженности.
Шахтеры также могут рассчитывать на наиболее низкие транспортные тарифы по перевозке их продукции, поскольку в разработанной новой шкале предусмотрен коэффициент от 1 до 1,64. Угольным предприятиям отводится самая нижняя планка, соответствующая, по сути дела, действующему уровню внутреннего транспортного тарифа.
- Вы получили от правительства то, чего так долго добивались?
- Отрасль остро нуждается в капитальных вложениях - не менее 0,8 млрд. долларов ежегодно. Если у правительства будет четкая перспектива развития отрасли, то в нее можно привлечь много средств, помимо правительственных, - кредиты отечественных и зарубежных банков, стратегических инвесторов и пр.
Другой выход для отечественных потребителей - создавать вертикально-интегрированные холдинги, позволяющие оптимизировать поставки и минимизировать стоимость сырья. Кузбасс - пример эффективной работы таких холдингов.
В случае успеха мы обещаем обеспечить работу на два рынка - внутренний (по российским тарифам) для отечественного производителя и внешний. Если отечественные экспортеры угля не займут своевременно свою нишу на мировом рынке, нужный момент будет навсегда упущен.