КАК НАС ОБУВАЮТ

В 2000 году на нашем рынке реализовано около 180 млн. пар обуви. Из них 60 - 65 млн. пар произведены на отечественных предприятиях, около 10 млн. ввезены официально, остальные 105 - 110 млн. пар попали в страну контрабандным путем. Объем обуви, ввозимой ежегодно в страну без уплаты пошлин и налогов, по оценкам экспертов, составляет 50 - 60 процентов от общего количества продаж. Для контрабандного ввоза используются туристические схемы, "зеленые коридоры", "карго" и много иных приемов.

Например, можно пользоваться такой схемой. Вы покупаете турпутевку в Турцию на три дня за 250 долларов. Летите самолетом, вас встречают, размещают в хорошей гостинице, три дня возят по оптовым организациям, где вы можете заказать любое количество обуви, например1000 пар. Возвращаетесь домой, через 2 дня раздается звонок, вам предлагают получить заказанные 1000 пар (примерно 500 кг) обуви по цене два доллара за кило. Такая же система действует и при поставке товара из Китая, только, кроме авиатранспорта, используется еще и автотранспорт. Российский оптовик в обоих случаях называет себя "туристом".
Еще один способ - растаможивание автофургона "в целом". Например, через финский порт Котка в Россию идут контейнеры с дешевой обувью из азиатских стран. Стоимость растаможивания 40-футовой фуры в 2000 году "по знакомству" составляла 10 - 11 тыс. долларов за машину, независимо от цены товара. Фактическая стоимость (по всем правилам) растаможивания той же фуры с 8 тысячью пар обуви по цене 15 долларов за пару составляет 40 тыс. долларов (20 процентов НДС плюс пошлина - 2 евро за пару). То есть, по оценке Союза кожевников, на каждой машине потери бюджета составили 29 - 30 тыс. долларов. При этом, как правило, туфли и ботинки продаются под видом фирменных изделий, произведенных якобы либо в Германии, либо в Италии. Например, по данным итальянского института ИЧЕА, из 3 млн. пар "итальянской" обуви, проданной в России в прошлом году, действительно в Италии произведено не более 100 тыс. пар.
По расчетам специалистов, в 2000 году от неуплаты таможенной пошлины за ввезенные 105 млн. пар импортной обуви государственная казна недополучила 462 млн. долларов. Если же учитывать все прочие платежи, не связанные с таможней, то казна на "теневом" импорте обуви недосчиталась в два раза больше, то есть около 1 млрд. долларов. Цена обуви, поступающей на наши рынки по "весовой системе растаможки", составляет от 3 до 10 долларов за пару. Отечественный же легальный сапожник, исправно платящий все налоги, никак не может рынку предложить пару обуви дешевле 20 долларов. Такое же положение с "теневым" импортом и по другим товарам народного потребления: трикотаж, текстиль, швейные, меховые изделия и многое другое.
Недавно в Москве состоялось совещание руководителей свыше 40 фирм и предприятий кожевенно-обувной отрасли из многих регионов, на котором обсуждался вопрос: как остановить контрабандный ввоз в страну обуви из Китая, Турции и других стран? Иными словами, как предотвратить очередное падение отечественного производства товаров народного потребления под натиском недобросовестной конкуренции "теневого" импорта? Российский налогоплательщик, покупая на рынке контрабандный товар, часто сомнительного качества, обогащает небольшую группу предприимчивых людей и волей-неволей развивает промышленность других стран. А собственный товаропроизводитель, исправно платящий налоги, вынужден из-за недобросовестной конкуренции снижать объемы производства. Никакая экономика не может выдержать массовой низкокачественной и потому дешевой контрабанды. Результатом совещания явилось обращение представителей обувных и кожевенных предприятий к властям с требованием навести порядок на границе и защитить отечественных товаропроизводителей и потребительский рынок. Это обращение направлено в Совет безопасности, ФСБ, губернаторам многих регионов, полномочным представителям президента в федеральных округах. Российские обувщики выражают надежду на скорейшее решение этого важного вопроса, сообщил президент Союза кожевников Константин Яковлев.
"Теневой" импорт особенно вырос после принятия постановления правительства, которым утверждено положение "О перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации". Согласно этому постановлению одному гражданину разрешено провозить через границу беспошлинно до 50 кг, а с пошлиной до 4,5 евро - до 200 кг товара. Интересно, что практически все товары массового потребления при пересечении границы учитываются именно в килограммах. Вышеназванный документ легализует "теневой" импорт, обрастая хитроумными "туристическими" и иными схемами, и губительно отражается на работе огромной отрасли страны - легкой промышленности, которая прежде давала 25 процентов дохода в бюджет страны. Сегодня, даже в условиях тяжелейшего экономического кризиса, предприятия этой отрасли только за 2000 год перечислили в бюджеты всех уровней свыше 280 млн. долларов. Мировой опыт показывает, что легкая промышленность является высокодоходной отраслью. В Китае, например, при поддержке правительства кожевенно-обувная отрасль быстро развивается, а годовой экспорт кожевенной продукции составляет 8 - 9 млрд. долларов.
Отечественные обувные и кожевенные предприятия способны произвести 160 млн. пар обуви и 4,5 млрд. кв. дм кож, подчеркивает К. Яковлев. За последние годы значительно улучшились качество и дизайн отечественной обуви, увеличился объем ее экспорта. Свертывание контрабандного ввоза обуви создаст для импортера и производителя равные конкурентные условия, простимулирует рост производства, а государство ежегодно может получить от внутреннего налогообложения при действующем производстве свыше 29 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов).
Если согласиться, что производство обуви - одна из опор, поддерживающих рост нашей экономики, то очевидна, думается, необходимость его поддержки.