ВОРОВСКАЯ ЛЮБОВЬ К КНИГЕ

Российская государственная библиотека (РГБ)- вторая по величине в мире и уступает по объему фондов только американской библиотеке конгресса. А по количеству раритетов бывшей "Ленинке" и вовсе нет равных. Об этом хорошо известно не только сотрудникам библиотеки, но и преступникам, поставляющим наш книжный антиквариат за границу. Кто и как совершает кражи из библиотек, почему воры не боятся наказания и что нужно сделать для того, чтобы спасти редкие книги, - об этом корреспондент "Труда" беседует с Ниной ХАХАЛЕВОЙ, заместителем генерального директора РГБ по библиотечным ресурсам.

- Нина Ивановна, по данным Министерства культуры, половина ценностей, вывезенных незаконно из России, - это редкие книги и рукописи, украденные из библиотек. Причем выясняется, что иногда о кражах сотрудники библиотек не знают годами. Объясните, пожалуйста, как такое становится возможным и все ли книги РГБ на месте?
- Кражи в библиотеках, увы, случаются и, как правило, обнаруживаются только при проверках фондов. Вот почему создается мнение, что библиотеки не знают о пропажах. Например, у нас числится более 42 миллионов экземпляров. Для самого большого центрального фонда, а там более 20 миллионов экземпляров книг и журналов, план сверки таков: миллион экземпляров в год. Получается, что одна проверка тянется 20 лет. Отделы редких книг и рукописей - под особым вниманием, их проверяем чаще. В прошлом году закончили работу по отделу редких книг, перед этим завершили сверку в отделе рукописей. К сожалению, некоторых ценностей недостает, и мы уже дали информацию для их розыска.
- В правоохранительных органах считают, что к кражам в большинстве случаев причастны сами сотрудники библиотек. Ну как, скажите, без их помощи ворам удалось вынести из здания РНБ в Санкт-Петербурге тот же альбом "Птицы Америки" размером с письменный стол?
-К сожалению, вы правы. Хорошо, когда злоумышленника успевают "вычислить" сами коллеги - у многих старожилов наметанный глаз, а если нет? На моей памяти было три случая, когда под суд пошли сотрудники нашей библиотеки. Помню, однажды было арестовано одновременно несколько работников телефонной станции, которые использовали свои чемоданчики для инструментов, чтобы вынести книги. И большая проблема для нас - суды по подобным делам. Иногда очень трудно доказать, что похищенная книга - редкий экземпляр и считается памятником культуры. Вот сейчас идет процесс в Смоленской области: из библиотеки украли исторические книги ХYIII - ХIХ веков, которые мы оценили в несколько сотен тысяч рублей. Выяснилось, что действовала группа лиц, все они задержаны, но понесут ли наказание - пока не знаем. Между прочим, в России принята программа сохранения национального библиотечного фонда, в рамках которой разработан проект Положения о книжных памятниках. В этом документе определены критерии - что считать книжным памятником, и для нас это очень важно. С изданиями, вышедшими до 1830 года, проблем нет, это, безусловно, раритеты, а вот с тем, что было выпущено позднее, бывают сложности. Суд принимает ссылки только на официальный правовой документ. Поэтому мы ждем утверждения Положения, которое даст нам право успешнее отстаивать свои интересы в суде.
- Сложно бывает доказать, что книги - библиотечные?
- Да, воры стирают инвентарные номера, выводят штампы. Помню, однажды к нам обратились работники аукциона, которым показалось, что книга, выставленная на торги, была украдена. Страницы с инвентарным номером не было, но след от ручки хорошо сохранился на нижнем листе, где четко был виден наш шифр. Книгу сняли с аукциона, но доказать, что она - наша, мы не смогли. Имеются, конечно, более совершенные способы маркировки изданий, но пока до нововведений не дошли руки, слишком много у нас других трудностей.
- Интересно знать, а редкие книги и древние рукописи свободно выдаются читателям?
- В отдел редкой книги доступ открыт, хотя мы стараемся выдавать оригиналы только исследователям. Остальным предоставляются копии. Для того чтобы поработать с рукописями, нужно иметь письмо от организации, подтверждающее научные интересы читателя. Запретить выдачу такой литературы мы не можем, у нас все-таки не музей, а библиотека, но выход есть - микрофильмирование и электронные версии раритетов. Семь лет назад мы включились в Международную программу, организованную ЮНЕСКО, - "Память мира", которая предполагает цифровую обработку наиболее ценных, редких изданий. РГБ зарегистрировала в международном реестре шесть своих проектов и уже приступила к их реализации. Например, сформирована электронная коллекция первопечатных славянских книг ХV - первой четверти ХVI веков, которая выставлена на сайте библиотеки. Мы надеемся, что новые информационные технологии помогут обеспечить безопасность раритетов, которых у нас очень много.
- Например?
-Библия Гутенберга, признанная шедевром ранней печати во всем мире, одна из древнейших русских рукописных книг - "Архангельское евангелие" 1092 года, глаголическая рукопись ХI века - знаменитое "Мариинское евангелие", ценнейший памятник книжного искусства конца ХIV века "Евангелие Хитрово". Или возьмите первую карту России, так называемую "Чертежную карту Сибири" - это же единственный экземпляр в мире! То же самое - первый учебный "Атлас, сочиненный к пользе и употреблению юношества" и раскрашенный от руки. У нас есть прекрасная коллекция русского лубка XVII века, самое богатое в России собрание плакатов. Список ценностей огромный.
- Слышала, что многие издания 20 - 30-х годов ХХ века выпускались на некачественной бумаге и очень плохо сохранились. Не собираетесь ли вы подготовить их электронные версии?
- Думаем об этом. Фронтовые, белогвардейские, эмигрантские газеты буквально рассыпаются в руках, и работать с ними довольно сложно. Очень уязвимы газеты первых лет советской власти. Ваш "Труд", кстати, не исключение. Если не принять срочных мер, наши потомки никогда не увидят первых номеров таких газет. А на реставрацию всего, что пришло сегодня в ветхое состояние, при таких ценах нам потребуется более 500 лет. Обычные реставрационные работы стоят до 100 долларов, а если в книге есть иллюстрации, требуется ремонт замка, доски, кожи, сумма удваивается или утраивается. Ремонт переплета старого фолианта обходится в 1000 долларов.
- Неужели наука не придумала ничего другого, что продлило бы жизнь старым газетам и книгам?
- Почему же не придумала? Существуют листодоливочные машины, которые укрепляют ветхие страницы, восстанавливают разорванные края. Машины выпускаются в Дании, стоят 37 тысяч долларов, и это, между прочим, российское изобретение. Для более надежного хранения редких и ветхих документов используются специальные коробки из бескислотного картона, которые защищают издания от вредного воздействия внешней среды. Но картон тоже очень дорогой. Скудных бюджетных денег на все это не хватает. Мы не раз обращались к спонсорам за помощью, просили взять "шефство" над какой-нибудь редкой книгой и оплачивать ее реставрацию, но желающих пока не нашлось. Наверное, время старых меценатов прошло, а новых - еще не наступило.
- В прежние годы Москва считалась самым читающим городом. А как сейчас?
- Во всяком случае, в нашей библиотеке читателей не убавляется. Каждый день записывается по 200 - 300 новичков, и к концу этого года, когда, мы надеемся, завершится реконструкция основного хранилища, по-прежнему будут посещать библиотеку ежедневно 5 000 человек.
ГРОМКИЕ КРАЖИ
В 1950 году из Публичной библиотеки в Петербурге был украден Географический атлас, изданный в 1854 году.
В 1994 году из Российской национальной библиотеки в Петербурге похищены 89 манускриптов ХVII - ХYIII веков.
В 1995 году из хранилища этой же библиотеки был похищен альбом "Птицы Америки", примерная стоимость которого - 2 млн. долларов.
В 1996 году из Исторической публичной библиотеки в Москве было украдено около 100 раритетных изданий. Ущерб оценили в 400 тысяч долларов.
В 1998 году из библиотеки Академии наук в Петербурге пропали 23 редкие книги, среди которых два экземпляра трудов Николая Коперника 1543 года издания и две книги астронома Иоганна Кеплера.
ВОЗВРАЩЕНО
За пять последних лет в России было запрещено к вывозу 6 836 произведений искусства, признанных особо ценными памятниками истории и культуры. Примерно треть из них - книги и рукописи.
За это же время было возвращено 1100 похищенных и незаконно вывезенных за рубеж памятников культуры, среди которых есть редкие книги и архивные документы, украденные в библиотеках и музеях.
В 2001 году в Россию в качестве даров и закупок вернулись 67 тысяч книг, произведений искусства и архивных материалов.