07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АВТОГРАЖДАНКА НЕ ХОЧЕТ ДЕШЕВЕТЬ

Писанов Владислав
Опубликовано 01:01 25 Мая 2004г.
Минфин объявил о бедственном положении автостраховщиков. По сообщению главы Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Ильи Ломакина-Румянцева, отношение суммы выплат по ОСАГО к сборам в третьем квартале 2003 года составило 4 процента, в четвертом квартале - 12 процентов, а в первом квартале этого года уже 21 процент. Следовательно, резюмирует чиновник, к концу года убыточность страхового бизнеса может достигнуть 90, а то и всех 100 процентов.

Сразу захотелось пожалеть "бедных" страховщиков. Не ровен час, Минфин объявит сбор помощи страховым компаниям. Однако если говорить серьезно, то ни о какой убыточности речь идти не может. Какой там к чертям убыток, когда в первые три месяца нынешнего года на каждые 100 рублей собранных страховых взносов (недаром страховщики называют их премиями) выплаты пострадавшим в ДТП составили всего 21 рубль? Оставшиеся 79 рублей - это чистый доход! Он, конечно, уменьшается: двумя кварталами раньше выплаты составляли всего 4 процента (4 рубля с каждой сотни собранных премий). И на этом основании (доходы у страховых компаний снизились!) Минфин бьет тревогу?
Здесь возникает сразу несколько вопросов. Первый: откуда в министерстве появились цифры, свидетельствующие о росте убыточности страхового бизнеса (точнее, уменьшении его доходности)? Из отчетов самих страховых компаний? Но не могли же они рассказать, как хорошо живут на самом деле. Во всем цивилизованном мире, как известно, оценку действительного положения дел в той или иной области выставляют по данным независимого аудита. А у нас, насколько известно, ревизоров к страховщикам еще никто не посылал.
Вопрос второй: если у страховщиков действительно появилась перспектива убыточности, то за счет чего? Значительно больше машин стало попадать в ДТП? Но автоинспекция этого не подтверждает - уровень аварийности на российских дорогах хотя и растет, но весьма умеренными темпами. Люди стали чаще обращаться за компенсациями? Но в странах Запада убыточность автострахования с лихвой покрывается объемом возвращенных денег за счет регрессных исков. Тамошние страховщики внимательно изучают каждый страховой случай, и если обнаруживается, допустим, пьяный за рулем, то из него "вытрясаются" все потраченные страховой компанией деньги, и даже более того. А наши собиратели "премий" по ОСАГО, похоже, аналогичными хлопотами себя не загружают.
В этой истории удивляет позиция Минфина. По логике вещей правительственные чиновники как менеджеры, нанятые народом, обязаны блюсти наши, народные, интересы. А здесь всегда строгое, если речь идет о деньгах, ведомство почему-то заговорило явно с голоса бизнесменов. Причем происходит это в период, когда президентом РФ этому ведомству поручено произвести ревизию действующего с 1 июля закона об ОСАГО - в сторону послабления для автомобилистов. Похоже, однако, что вместо этого чиновники Минфина ведут поиски аргументированного отказа. Для чего и ситуацию изображают в плачевном виде - с тем, чтобы не снижать базовый тариф страховки.
Напомним, что еще в феврале Госдума направила в адрес тогдашнего премьера Касьянова обращение с требованием снижения именно базового тарифа ОСАГО.
За это время, однако, в стране кое-что изменилось: со сменой правительства разруливание автогражданки от Страхнадзора и его главы Константина Пылова перешло к ФССН во главе с Ильей Ломакиным-Румянцевым. Судя по тому, что финансовое ведомство обнародовало статистику, а вопрос отложили на конец июня, к консенсусу стороны пока не пришли. Но, похоже, поиск они уже ведут в "согласованном направлении".
А страховщики время зря не теряют, продолжая собирать наши деньги. Так, к 1 марта 2004 года автогражданка принесла им 36,1 млрд. рублей, или более 1 млрд. долларов. Эксперты прогнозируют, что в 2004 году "автогражданские" сборы с водителей составят 1,4 млрд. долларов, а в 2008 году - 2,1 млрд. долларов, и ОСАГО станет лидером на страховом рынке страны.
И пусть никого не пугает перспектива ухода страховых компаний в убытки - эти люди обо всем позаботились заранее. Предусмотрен, говорят, даже вариант, при котором на российских дорогах действительно резко повысится аварийность - за нее заплатят сами автовладельцы. Ведь по нынешнему закону попавший в аварию два раза за год при получении очередной страховки будет платить в 2,15 раза больше базового тарифа. Зато аккуратный водитель, не попавший в ДТП целых четыре года подряд, получит скидку не в 2 или больше раз, а всего лишь 60 процентов от "базы" полиса.
На этом фоне все разговоры об убыточности бизнеса следует воспринимать в качестве превентивной обороны, которая, как известно с древних времен, считается лучшим способом наступления. Автовладельцам же не остается ничего другого, как уповать на решительность депутатов и милость правительства, время от времени протестно разъезжая по дорогам с белыми флажками SOS на своих авто.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников