Получи, композитор, гранату

Алексей Рыбников (слева) и Александр Сладковский получают поздравления после концерта. Фото автора
Сергей Бирюков, музыковед, член Союза композиторов с 1981 года
00:54 25 Мая 2018г.
Опубликовано 00:54 25 Мая 2018г.

Об уроках Фестиваля СК России – добрых и всяких


20 мая концертом Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан в зале имени Чайковского завершился Всероссийский фестиваль Союза композиторов России. Эта первая за много лет крупная публичная акция знаменитой в прошлом творческой организации вызвала смешанные чувства. Конечно, прежде всего радость, но не только.

Само по себе проведение фестиваля можно назвать актом реанимации Союза. Слово «реанимация» употребляю без всякого преувеличения. Последние несколько лет СК ничем не напоминал ту мощную организацию, которая некогда объединяла более тысячи профессионалов, регулярно устраивала крупные смотры новой музыки, располагала сетью домов творчества, собственным издательством... С развалом СССР закончилась эпоха, когда Союз возглавляли крупнейшие композиторы страны — Шостакович (который и основал его в 1960 году), Свиридов, Щедрин. До какого-то момента те традиции пытался, сколько можно, поддерживать председатель правления СК Владислав Казенин. Но уже ему пришлось столкнуться с маргиналами, для кого СК представлял интерес не как оплот музыкального творчества, а как ресурс для распила. Кто-то считал, что и на самом Казенине лежит ответственность за проникновение в руководство СК случайных людей. На одном из этапов борьбы за отчуждение у СК недвижимости, связанной с издательством «Композитор», Владиславу Игоревичу подбросили в машину боевую гранату...

В 2014 году Владислава Казенина не стало. И по сути не стало единого Союза композиторов как организации, занимающейся своим профильным делом — поддержкой профессиональных сочинителей музыки в столицах и многочисленных регионах страны. Накопился 9-миллионный долг. В мае 2017 внеочередной съезд принял решение об ассоциации с недавно созданной организацией — Российским музыкальным союзом, который, в свою очередь, поддерживается Российским союзом правообладателей. Новый патрон взял на себя долги, юридическое обслуживание СК. И вот — первая заметная всем ласточка перемен: Всероссийский фестиваль.

Праздник действительно вышел не только столичным: нынешней весной в своих городах показали сочинения композиторы Самары, Воронежа, Саратова, Смоленска, Белгорода, Калининградской области, Татарстана... В Москве открылась фотовыставка об истории СК, один из патриархов Союза Алексей Рыбников провел публичный диспут с лидером его молодежного крыла Ярославом Судзиловским, известный композитор и критик Петр Поспелов дал старт дискуссионному клубу «Петя и волки»...

Собственно концертная акция, доступная автору этих строк как москвичу, была только одна — финальный вечер в зале Чайковского. Но, думалось, уж к ее-то организации устроители подойдут с особым тщанием, чтобы столичная публика могла составить себе впечатление об уровне работы новой команды.

Взгляд на афишу обнадежил прежде всего заявленными исполнительскими силами: Симфонический оркестр Республики Татарстан на восьмом году работы в нем Александра Сладковского в качестве худрука и главного дирижера вырос в один из лучших коллективов не только России, но, по убеждению многих, Европы. Не вызвали никаких сомнений и главные композиторские имена — помимо живого классика Родиона Щедрина, это международно известные Эдуард Артемьев, Александр Чайковский, Алексей Рыбников, авторитетный татарский композитор Рашид Калимуллин, привлекающий все больше внимания к своему творчеству 37-летний Кузьма Бодров...

Например, у Александра Чайковского были сыграны виртуозные, полные парадоксального юмора «Шесть вариаций на застольную тему» со звездным солистом-кларнетистом Игорем Федоровым. У Кузьмы Бодрова — многокрасочный, глубокий, эмоциональный Альтовый концерт, который стал поводом для выхода на сцену легендарного Юрия Башмета. У Алексея Рыбникова — интересный опыт музыкальной реконструкции образа исчезнувшего народа: пьеса «Музыка Ликии».

Но уже выбор сочинения Эдуарда Артемьева удивил — почему у активно работающего автора взяли прикладную композицию «Сюрприз на балу» из фильма 20-летней давности «Сибирский цирюльник»? У прекрасного профессионала Александра Клевицкого, известного не только по давнему лидерству в популярной группе «Добры молодцы», но и по нынешнему руководству оркестром имени Силантьева, по многим другим успешным проектам, — выбрали еще более древний и тоже явно прикладной «Гимн музыке» для хора (хор Московской консерватории плюс Тульский камерный хор) с оркестром, тогда как сегодня композитор, по его собственному признанию, пишет в совершенно другой манере. У Рашида Калимуллина исполнили оркестровые фрагменты из оперы «Крик кукушки», появившейся на свет ажв 1989 году.

Наконец, кто такой Антон Тананов, чья Первая симфония, как он сам объявил со сцены, писалась больше 10 лет? Во-первых, по-моему, крайне самонадеянно сюиту из иллюстративных кусков, годных скорее для сопровождения видового фильма или циркового представления, называть симфонией. Во-вторых — не ослышался ли я, когда этого человека представили как заведующего кафедрой композиции Санкт-Петербургской консерватории?

Ну и еще об одной, с моей точки зрения, ошибке устроителей: зачем у Родиона Щедрина, о чьей феноменальной творческой активности свидетельствовал хотя бы недавний фестиваль к его 85-летию, было брать «Озорные частушки»? Уж не говорю об их супер-заигранности, но по смелости музыкального языка они, пожалуй, превосходили всю остальную программу. Неужели организаторы хотели зародить у публики мысль, что российская музыка последние 60 лет топчется на месте?

Конечно, не топчется, если мы вспомним, что в одной только Москве продолжают работать композиторы самых разных поколений и направлений — Ефрем Подгайц, Виктор Екимовский, Сергей Жуков, Владимир Тарнопольский, Антон Батагов, Алексей Сюмак, Александр Маноцков, Дмитрий Курляндский... Мощную обойму имен могут выставить и Санкт-Петербург (вспомним хотя бы Леонида Десятникова или Илью Демуцкого, чьи партитуры заказывает Большой театр), Урал, Татарстан... А какую яркую музыку пишет сейчас, допустим, София Губайдулина, живущая в Германии, но душой остающаяся нашей, что доказала недавняя ее мировая премьера в Новосибирске!

Но впечатление, будто составители нынешней программы забыли обо всем этом разнообразии. Нужно было соорудить что-то поскорее, попроще, и акцент сделали на том, что лет тридцать назад называлось "третьим направлением"— музыка, интонационно близкая к популярной, но пользующаяся симфоническими средствами. Спору нет, тут есть свои замечательные мастера — тот же Рыбников, но это же лишь одна грань бесконечно многообразного стилевого мира современной музыки. Думали так привлечь больше публики?

Вышло по-иному. Не допускаю мысли, что от чьих-то недобрых намерений. Просто, похоже, очень спешили. Но где гарантия, что и в следующий раз так же повезет с исполнителями — с элитным оркестром, со звездными солистами? И разве не обидно тому же Сладковскому, на чьи концерты в Париже ломится публика, наблюдать зияющие пустотами амфитеатры родного КЗЧ?

Надеюсь, следующий фестиваль СК России будет именно фестивалем, т.е.смотром широкого спектра. А для этого председателю правления Рашиду Калимуллину, председателю Совета СК Алексею Рыбникову, почетному председателю Александру Чайковскому и всем-всем надо готовить праздник уже сегодня — даже если он состоится только будущей весной.

Вячеслав Рожновский 25 Мая 2018, 17:22
Замечательная, смелая, объективно выдержанная, статья.
Жму руку, браво!



Зачем Петр Порошенко ввел на Украине военное положение?