27 февраля 2017г.
МОСКВА 
1...3°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.48   € 60.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЧАЙКОВСКИЙ" ПОДОРОЖАЛ. ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ

Бирюков Сергей
Статья «"ЧАЙКОВСКИЙ" ПОДОРОЖАЛ. ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ»
из номера 107 за 25 Июня 2002г.
Опубликовано 01:01 25 Июня 2002г.
"Я согласился возглавить жюри по одной-единственной причине: обидно, что конкурс Чайковского в мире считают несправедливым". Эти слова Владимира Спивакова, сказанные журналистам, пожалуй, можно поставить эпиграфом к нынешнему соревнованию. Да, состязание, история которого насчитывает уже 44 года, за последние два десятилетия порядком растеряло былой авторитет, превратившись, по сути, в конкурс членов жюри - педагогов, протежирующих своих учеников.

Реабилитация - штука серьезная, требующая решительных перемен. Их на XII конкурсе хоть отбавляй. Начать с того же жюри. Обновился состав его лидеров: если у скрипачей это уже упомянутый Спиваков, то у пианистов - Владимир Крайнев, у виолончелистов - Александр Рудин, у певцов - Евгений Нестеренко. Кстати, все они некогда побеждали на конкурсе Чайковского.
Впервые в составе арбитров мы увидели и других всемирно известных музыкантов. Например, Захара Брона, прославленного новосибирца, возглавляющего мощную скрипичную школу в Любеке (Германия).
Вот, кстати, еще одна причина, по которой упал в свое время престиж "Чайковского": отечественные музыканты разбрелись по европам и америкам, музыкальная Россия не могла уже с прежней уверенностью шагать "впереди планеты всей"... Теперь, когда диаспора пусть осторожно, но потянулась назад, даст Бог, и с конкурсом дела пойдут в гору. Конечно, ни в коей мере не хочу умалить заслуг тех энтузиастов, которые остались трудиться в российских вузах и училищах - честь им и хвала. Но как украсили нынешнее московское состязание ученики, скажем, того же Брона! Трое из пятерых дошли до финала. Это идеально техничная, хотя эмоционально холодноватая японка Тамаки Кавакубо (вторая премия - первую не присудили никому), а также разделившие пятую премию немец Николас Кеккерт и наш Михаил Овруцкий.
Похожий расклад и у пианистов: полный триумф наших профессоров при довольно скромном представительстве наших конкурсантов. Здесь первое место у техничной, хотя несколько агрессивной японки Аяко Уэхара - ученицы Веры Горностаевой. "Честь отечества" отчасти спас лишь интеллигентно-аккуратный воспитанник Михаила Воскресенского Алексай Набиулин (вторая премия).
Еще дальше - на шестое место оттеснило жюри единственного дошедшего до финала российского виолончелиста Дмитрия Прокофьева (класс Натальи Гутман). Это и досадно, и, по мнению многих критиков и слушателей, вряд ли справедливо: юноша чрезвычайно талантлив, умен, высококультурен. Что ж, утешимся хотя бы более высокими премиями немцев Иоханнеса Мозера, Клаудиуса Поппа, Даньюло Ишизаки - учеников бывших наших Давида Герингаса (первые двое) и Бориса Пергаменщикова...
Лишь в вокале россиянам удалось занять высшие ступени пьедестала. Первые премии вполне заслуженно получили солистка Якутского театра оперы и балета Айталина Афанасьева-Адамова (меццо-сопрано) и обладатель яркого баса 25-летний Михаил Казаков - воспитанник Казанской консерватории, ныне поющий в Большом. Сильно выступили еще несколько наших и украинских певцов. Но, конечно, не обошлось без вездесущих нынче (и не только на этом конкурсе) азиатов, перед чьим упорством отступают любые преграды. Отвлекусь на несколько секунд от вокалистов ради ставшего на соревновании скрипачей всеобщим любимцем 17-летнего Чэнь Си из Китая: его не остановили даже московские хулиганы, повредившие парню плечо во время печально знаменитого футбольного погрома. Чэнь отлично сыграл на заслуженную вторую премию, которую он поделил с упомянутой японкой Кавакубо. Ну а у певцов вторую позицию заняла соотечественница смелого юноши - обаятельная У Бися (сопрано).
Конечно, жаль, что маловато теперь к нам приезжает конкурсантов из "традиционных" музыкальных держав - Франции, Италии, Америки, Англии... Что ж, в одночасье реноме соревнования не восстановишь. Хотя, повторю, усилия для этого предприняты немалые. Например, даже система подведения итогов изменилась: судьи теперь лишились права голосовать в финальном туре за своих учеников. Что, как я уже имел случай заметить, не избавило полностью от проколов, и история с Дмитрием Прокофьевым - не единственное тому подтверждение. Арбитры умудрились "потерять" по дороге к финалу прекрасного скрипача Бориса Бровцына, не допустить до третьего тура талантливого пианиста, ученика Элисо Вирсаладзе Алексея Володина...
А вот что, наверное, заставит молодых музыкантов планеты думать о конкурсе Чайковского с большим, чем прежде, уважением, - так это размер премий. Благодаря Министерству культуры, обеспечившему треть необходимого бюджета (для небогатого Минкультуры это смелый шаг), и, конечно, спонсорам - первые призы достигли небывалой суммы - 30 тысяч долларов. Как подчеркнул на итоговой пресс-конференции генеральный директор соревнования Николай Бутов, лауреатство на конкурсе Чайковского, еще недавно уподоблявшемся разорившемуся аристократу, в одночасье приблизилось к самым дорогим в мире. К словам Николая Ивановича так хотелось бы добавить: дорогим не только в денежном, но и художественном, моральном отношениях. Может, на следующем, XIII конкурсе это словесное дополнение окажется более оправданным... Но уже сейчас ясно: "Чайковский" - без преувеличения, национальное достояние России. Не зря уже с первого тура залы активно заполнялись публикой (при конкуренции с футбольным чемпионатом и молодежной олимпиадой), а воскресный концерт лауреатов в Большом зале консерватории посетил президент РФ Владимир Путин. Все это, хочется верить, - признаки того, что наш главный музыкальный конкурс встал на путь возрождения.


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?