ВАЛЬС С АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВОЙ

Есть в московском метро уникальная станция - "Площадь Революции". Главное ее украшение: фигуры солдат и матросов - мощные, жизнелюбивые образы. И мало кто знает, что прообразом одного из краснофлотцев с линкора "Марат" был Олимпий Рудаков. Кто он такой?

Учился Олимпий в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе. Был весьма неординарным человеком, если привлек к себе внимание известного скульптора Матвея Манизера. А потом - погоны лейтенанта и - война.
- В ноябре 1941 года Рудаков получил назначение на Северный флот помощником командира на эсминец "Сокрушительный", - рассказывает североморец капитан 1-го ранга В. Щедролосев. - Корабли флота охраняли конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск по ленд-лизу боевую технику, поддерживали своей артиллерией части Красной армии на берегу Кольского полуострова.
20 ноября 1942 года "Сокрушительный", возвращаясь на базу после конвоирования очередного каравана, попал в жесточайший шторм. Сила ветра достигала 9-11 баллов. Под ударами волн у миноносца отломилась корма. Корабль остался на плаву, но ход потерял.
Эсминцы "Разумный", "В. Куйбышев" и "Урицкий" попытались снять экипаж и отбуксировать остатки корабля к берегу. С большим трудом удалось переправить с аварийного эсминца 179 человек на "В. Куйбышев", 11 - на "Урицкий" и одного - на "Разумный". Восемь моряков погибли от ударов волн и под винтами, девятерых подняли в бессознательном состоянии, но спасти их не удалось. 15 человек во главе со старшими лейтенантами Г. Лекаревым и И. Владимировым остались на "Сокрушительном" добровольно, рассчитывая продержать его на плаву, пока буря утихнет и прибудут на помощь тральщики. Но надежды не оправдались: они погибли.
Дело о гибели "Сокрушительного" рассматривал военный трибунал. Большинство офицеров, в том числе и Рудаков, были отправлены в штрафной батальон.
Два года он отвоевал в штрафбате: был минометчиком, артиллеристом. Искупил своей кровью вину, а после ранения был восстановлен в звании, вернулся на флот и дослужился до командира эсминца "Доблестный".
- После окончания войны, - рассказывает летчик морской авиации Северного флота генерал-лейтенант А. Минаков, - Рудакова назначали командиром нескольких крейсеров. Затем он возглавил спущенный на воду в начале 1950-х головной крейсер нового проекта "Свердлов".
- В июне 1953 года в Великобритании состоялся военно-морской парад по случаю восшествия на трон королевы Елизаветы II. Проходил он в главном военно-морском порту королевства - Портсмуте, - вспоминает инженер-судостроитель, вице-адмирал Б. Зубов. - В нем участвовали более 200 английских и 22 иностранных корабля - цвет военно-морских сил того времени.
Флот Советского Союза представлял крейсер "Свердлов" под командованием О. Рудакова. Участвовал в походе в британский порт и Б. Зубов. Береговые батареи Портсмута 21-м залпом салютовали нашему кораблю. На Спитхейдском рейде, имеющем акваторию в 215 квадратных километров, уже стояли в парадном строю в девяти линиях около 250 военных кораблей различного класса - авианосцы, линкоры, крейсеры, эсминцы, тральщики, торпедные катера... Советскому крейсеру место было определено во второй от городского побережья линии среди кораблей-иностранцев. Найти стоянку при расстоянии между линиями в 100-150 метров было не так то просто. К тому же веха, ее обозначавшая, оказалась сбитой. Тем не менее команда крейсера, можно сказать, сорвала аплодисменты: без лоцмана, с ходу, корабль встал на бочки, потратив всего 12 минут, хотя на подобную швартовку отводилось час двадцать.
20 офицеров "Свердлова" во главе с командиром получили приглашение на Коронационный бал в огромные Королевские морские казармы. В самом начале торжества один из придворных подошел к Олимпию Рудакову и сказал, что его приглашает на тур вальса королева Елизавета II. Сегодня трудно сказать, что послужило поводом: безупречная ли выправка, стать советского офицера или что другое. Как бы там ни было, а танец запомнился участникам бала.
В минувшем июне Великобритания отметила 50-летие коронации королевы Елизаветы II. Помянули это событие и в Петербурге, в семье умершего 20 лет назад профессора Военно-морской академии, контр-адмирала Олимпия Ивановича Рудакова.
А Б. Зубов, продолжая свой рассказ о том историческом визите, поведал еще один характерный эпизод. В день морского парада в честь коронации Елизаветы II королевский фрегат "Сюрприз" обошел под залпы салюта весь строй кораблей. А затем все командиры убыли на линкор "Вангард", где Елизавета II устраивала награждение юбилейными медалями в ее честь. На корме линкора командиры выстроились в порядке старшинства воинских званий. Первыми стояли американские и французские адмиралы, а за ними - капитан 1-го ранга Рудаков и остальные. Королева вышла из кормового помещения линкора, взяла медали и первым делом подошла к Олимпию Ивановичу, поздравила его, вручила медаль и только затем повернулась к американскому и французскому адмиралам...
Вчера сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый" под флагом заместителя командующего БФ вице-адмирала Василия Апановича прибыл в Лондон. На его борту будет проведен ряд протокольных мероприятий в рамках визита в Великобританию президента России Владимира Путина. У балтийцев уже есть опыт приема на борту своих кораблей гостей самого высокого уровня. В 1994 году эскадренный миноносец "Беспокойный" был кораблем-хозяином в ходе визита в Санкт-Петербург английской королевы Елизаветы II.