ТОЛЬКО ХВОСТИКОМ МАХНУЛА...

Президент Владимир Путин встретился с представителями рыбной отрасли на борту траулера "Арчер" у причала Владивостокского порта. И призвал рыбаков повернуть с уловом к родному берегу: "Получается, что мы задешево продаем сырье и задорого покупаем товары, которые нужны потребителю".На Дальнем Востоке с 1 мая милиция проводит операцию против браконьеров. Изъято более 2 тонн икры, свыше 12 тонн осетровых и лососевых, 300 тонн рыбы других ценных пород. Возбуждено более 120 уголовных дел

Глава государства обозначил болевые точки отрасли. Во-первых, за последние 14 лет уловы сократились вдвое. Только в прошлом году, отметил президент, в Приморском крае они снизились на 27 процентов, а на Камчатке - на 30. Во-вторых, гоним за границу преимущественно сырую рыбу, а в самой России производство рыбных консервов сократилось в 5 раз. Потом из-за кордона ввозим нашу же рыбу, но уже в переработанном виде. Для сведения: такой импорт с 1990 года вырос втрое.
Получается, что все экономические и социальные эффекты от глубокой переработки водных биоресурсов (налоги, дополнительные рабочие места) Россия добровольно отдает другим странам, которые неплохо зарабатывают на этом. Такая ситуация вполне устраивает Норвегию, Японию, Корею, куда уплывают наши уловы и где за счет них появилась мощная перерабатывающая промышленность и рыночная инфраструктура. Но россиян это совсем не устраивает. Потребление рыбы на душу населения у нас вдвое ниже нормы. Одна из главных причин - высокие административные барьеры и тарифы. Из-за больших поборов судам заходить в наши порты слишком накладно.
Кроме того, на борту "Арчера" прозвучала тема ужесточения ответственности за браконьерство. Президент обратил внимание, что 80 процентов продукции поступает за границу "вне таможенного контроля".
Увы, сейчас рыбная отрасль в плачевном состоянии. Как нам подтвердили в Федеральном агентстве по рыболовству, отечественный добывающий флот на две трети состоит из старых посудин, не пригодных для активного промысла. Численность занятых в рыбохозяйственном комплексе за годы реформ сократилась на треть, и пока даже не маячит перспектива создания новых рабочих мест.
Одобренная правительством "Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года" предполагает финансовое оздоровление предприятий, возрождение промыслового судостроения, создание режима наибольшего благоприятствования для экспорта готовой продукции. Но далеко не все, что пишется на бумаге, претворяется в жизнь. Некоторые новации последних лет стали для рыбной отрасли не панацеей, а головной болью. К откровенно провальным эксперты причисляют недавно отмененную систему аукционов по продаже квот на добычу биоресурсов. Они выполняли исключительно фискальную функцию, но квоты, по сути, стали разрешительными "билетами" на выход в море для браконьеров.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр БЕЛЯКОВ, первый зампред Комитета по природным ресурсам Госдумы:
- Если сегодня наш траулер решит доставить выловленную рыбу к родному берегу, то ему просто вывернут карманы. Он должен заплатить импортную пошлину на топливо, которое в баках судна, на недоеденные продукты питания, сохранившиеся на камбузе, сдать санитарной инспекции на анализ изрядную часть улова без какой-либо компенсации. В итоге куча контролирующих органов изымает у судна в среднем 15 тысяч долларов. А простоять в родном порту под разгрузкой придется никак не меньше полутора недель. Капитаны в здравом уме и трезвом рассудке предпочитают держать курс на чужие берега. Например, в южнокорейский город Пусан, где судно разгрузят за пару часов и возьмут за заход в порт всего 200 долларов.
Но главная беда: сейчас российская рыбная отрасль вне правового поля. Отсутствует базовый закон "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов". По этой причине тормозится принятие других нормативных актов - например, об охране ценных пород рыб. А тут еще бесконечная кадровая чехарда в федеральном рыбном ведомстве. Больше года на посту председателя Госкомрыболовства, кажется, давно уже никто не задерживался.