КОСА НА КАМЕНЬ

О первых серьезных разногласиях, возникших между правительством и руководством Государственной Думы, сообщил информированный источник в аппарате Белого дома. Речь идет о принципиальном вопросе социальной политики: кабинет министров продолжает настаивать на необходимости ликвидировать государственные гарантии в сфере оплаты труда, в частности, отказаться от того, чтобы устанавливать обязательный для всей страны размер минимальной зарплаты, а спикер Думы Борис Грызлов (как и многие депутаты) считает это неприемлемым.

Началось все с законопроекта, который правительство, стараясь особо не афишировать, внесло в нижнюю палату Федерального Собрания 31 мая нынешнего года под номером 58338-4. В нашей газете подробно рассказывалось о наиболее спорных пунктах этого документа, в котором предлагается отменить или существенно переделать ряд важнейших статей Трудового кодекса Российской Федерации ("Труд", 22 июня, "Удар по Трудовому кодексу"). Проект был подготовлен Минфином без привлечения специалистов по зарплате из Минтруда, не рассматривался и на Российской трехсторонней комиссии. Как рассказал мне один из специалистов, чтобы не допустить преждевременной "утечки", наиболее "острые" положения были вписаны непосредственно перед отправкой 400-страничного тома в Государственную Думу. "Вероятно, надеялись, - предположил мой собеседник, - что все внимание будет сфокусировано на переводе льгот в денежную форму и отмена федеральных гарантий пройдет, так сказать, незаметно".
Но шум поднялся изрядный. Да и не могло быть иначе, ведь правительство, по сути, предложило документ, идущий вразрез с Конституцией страны. Статья 37 российской Конституции гласит: "Каждый имеет право на труд в условиях... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда...". Здесь, как видим, нет детализации, о какой минимальной зарплате речь - месячной или часовой, важно, что она устанавливается на федеральном уровне и является обязательной для всей страны. Почему же Минфин против "минималки"? Сегодня она равняется всего 600 рублям, а зарплата у бюджетников и на предприятиях в других сферах экономики значительно выше, так что государственная казна в этом плане вроде бы никаких расходов не несет. Но это только на первый взгляд. "Мина" для казны заложена в статье 133 Трудового кодекса, в которой говорится, что минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума. Это значит, что надо будет поднимать "минималку", и тогда регионы потребуют у Минфина серьезной финансовой помощи, потому что сами не смогут платить нормальные деньги врачам, учителям, другим бюджетникам. Вот почему так настойчиво пробивают отмену федеральных гарантий правительственные чиновники.
В среду во второй половине дня состоялась важная встреча Бориса Грызлова с вице-премьером Александром Жуковым, на которой обсуждались перспективы прохождения в Думе законопроекта N 58338-4. Один из старожилов Белого дома сказал мне перед началом их беседы: "Правительство всегда сумеет убедить Думу, ее руководство, ведь теперь оппозиции там, на Охотном Ряду, нет. Так что законопроект получит одобрение. Конечно, по каким-то отдельным вопросам что-то изменят, найдут компромиссы, но по принципиальным, например, об отмене "минималки", Белый дом свои предложения отстоит до запятой. Иначе получится, что правительство готовит некачественные законопроекты. Кроме того, это знаковый вопрос, здесь отступать нельзя..."
Но мой собеседник ошибся. Именно по вопросу отмены федеральных гарантий в сфере оплаты труда договориться не удалось. Об этом официально объявлено не было, но Борис Грызлов счел необходимым сказать журналистам после встречи, что условием принятия правительственного законопроекта, предусматривающего замену льгот денежными компенсациями, фракция "Единая Россия" считает сохранение нормы о минимальном размере оплаты труда (МРОТ) в Трудовом кодексе. Цитирую по ИТАР-ТАСС: "Мало того, - подчеркнул спикер, - чтобы осталось само понятие МРОТ как минимальной гарантии. Мы также говорим и о необходимости поэтапного приближения МРОТ к прожиточному минимуму". Жуков, в свою очередь, обтекаемо заметил, что, мол, правительство сохранит МРОТ, но только для работников бюджетной сферы, которые относятся к федеральному уровню.
По неофициальной информации, правительство намерено жестко "продавливать" законопроект. В этой связи заслуживает внимания смелое решение Грызлова заранее обнародовать свою позицию, тем самым оппонируя кабинету министров по вопросу, волнующему миллионы россиян. Позиции обозначены, ни одна из сторон отступать не захочет - нашла коса на камень. Конечно, позиция правительства, с учетом ее уязвимости перед лицом "самой" Конституции, объективно представляется в таком виде вряд ли защитимой, но не стоит забывать и об административном ресурсе кабинета министров. В споре вокруг этого документа, по сути, схлестнулись две идеологии - образно говоря, сторонников жесткого рынка и сторонников социальной ориентированности. От принятого в конце концов решения будет в немалой степени зависеть вектор дальнейшего развития социальной сферы.
Сегодня состоится заседание Российской трехсторонней комиссии, на котором будут рассмотрены предложения депутатов, профсоюзов и работодателей относительно законопроекта. 28 июня документ намечено обсудить вместе с министрами на Высшем совете "Единой России". "Если все вопросы, поставленные нами, найдут свои решения, - подчеркнул Борис Грызлов, - то законопроект будет принят в первом чтении, так как он носит, безусловно, прогрессивный характер. Мы сумеем довести его, чтобы не были ущемлены интересы ни одного гражданина". Остается проследить дальнейшее развитие событий.