ДЕЛО БЫЛО В ОБНИНСКЕ

Время было сложное - закончилась вторая мировая война, началось противостояние СССР и США, гонка вооружений. Надо сказать, мы догоняли американцев быстро, и в 1949 году испытали с отставанием лишь на четыре года свою атомную бомбу. А через несколько месяцев, в феврале 1950 года, состоялось важное заседание у начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР Бориса Ванникова. Ученые-ядерщики Игорь Курчатов и Николай Доллежаль представили ему эскизы "агрегата АМ". Аббревиатура означала "атом мирный". Это был рисунок реактора для атомной электростанции. Ванников доложил об этом куратору ядерного проекта страны Берии, тот - Сталину. И на самом верху было принято решение строить атомную электростанцию.

Она находилась в 100 километрах юго-западнее от Москвы за двумя рядами колючей проволоки. Созданная в 1946 году лаборатория была призвана решать научные проблемы молодой ядерной отрасли. В 1956 году, уже после пуска АЭС, режим секретности немного ослабнет: закрытый поселок ученых-атомщиков станет открытым городом Обнинск, а лабораторию "В" переименуют в Физико-энергетический институт (ФЭИ). Позднее в Обнинске возникнет несколько НИИ радиационного, медицинского и метеорологического профиля. В 2000 году Обнинск первым в России получит статус наукограда.
Когда я спросил Аркадия Карпова, который в 1954 году был старшим инженером по управлению реактором, почему станцию строили долго, целых три года, он поправил: всего три года, сейчас бы на это ушло лет 10. А тогда проектирование и строительство велось одновременно. 26 июня 1954 года АЭС дала электрический ток.
В первые месяцы эксплуатации барахлила система защиты реактора, она часто ложно срабатывала, заставляя изрядно нервничать персонал - остановленный реактор приходилось "оживлять". Аркадий Карпов рассказывает, что в один из августовских дней 1954 года ждали приезда на станцию членов правительства. И надо же случиться совпадению: защита сработала в тот момент, когда на территорию лаборатории "В" въехали правительственные машины. Но конфуза не случилось. Как вспоминает Карпов, был установлен "мировой рекорд" по подъему мощности реактора - это удалось сделать всего за 10 минут! И как только работа реактора стала нормальной, распахнулись двери зала управления станцией и вошли члены правительства, в том числе Маленков, Молотов, Каганович.
Реактор первой АЭС отработал 48 лет. Ни одной аварии, связанной с утечкой радиоактивности, на нем не было. Его остановили 29 апреля 2002 года в 11 часов 31 минуту. Но он продолжает служить науке: на "АМ" отрабатываются технологии вывода АЭС из эксплуатации.
После чернобыльской катастрофы строительство новых энергоблоков было остановлено. Общественность, особенно в европейских странах, стала добиваться закрытия ядерных энергетических программ. Но как бы ни велика была чернобыльская боль, реанимируются законсервированные стройки, проектируются новые установки. В России сдан в эксплуатацию первый блок Волгодонской АЭС, в 2004 году намечается пуск 3-го блока Калининской АЭС. На Белоярской станции возобновилось строительство реактора на быстрых нейтронах БН-800. Вполне возможно, что быстрые реакторы станут главным источником энергии во второй половине XXI века.
Быстрый реактор - источник не только энергии, но и высококачественного ядерного топлива. "Теория этого дела ясна, физика изучена, эксперименты проведены, впереди - техническая реализация, - убежден заместитель директора института по науке Владимир Поплавский. - Пройдут десятилетия - и лазеры с ядерной "накачкой" будут подпитывать энергией космические корабли".