СКУПЫЕ РЫЦАРИ

Кто определяет финансовую политику крупной корпорации? Председатель правления, исполнительный директор, совет директоров, собрание акционеров, наконец. Именно они вырабатывают стратегию развития, приоритетные направления инвестирования (потому что без инвестирования не будет ни развития, ни прибыли) и дают указание бухгалтерии, на что истратить деньги.

Похоже, в корпорации с названием "Россия" все обстоит с точностью до наоборот. Бухгалтерия, основной инстинкт которой - наращивать количество денег на счете, задает тон всей экономической политике. В стране нашей огромное количество нерешенных проблем и, впервые, огромное количество денег. Стабилизационный фонд, средства, замороженные у бюджетополучателей, рекордные золотовалютные резервы, пенсионный и страховые фонды... По оценкам, чуть ли не 200 млрд. долларов (больше 5 триллионов рублей)!
При этом правительство, в котором преобладает минфиновская логика, демонстрирует чисто бухгалтерский подход. Денег не давать, чтобы не спровоцировать инфляцию, выплачивать в ускоренном темпе только внешний долг. Скрепя сердце, под нажимом взятых на себя президентом Путиным обязательств пошли на увеличение ряда социальных расходов. Все остальные деньги лежат мертвым грузом, частично обесцениваясь из-за инфляции.
Долги платить надо, в долгосрочном плане это, может, и полезно. Хотя, следует заметить, что в мире до сих пор был только один прецедент досрочной выплаты внешнего долга - это сделал Николае Чаушеску незадолго до того, как был расстрелян революционной румынской публикой. Остальные предпочитают чужие деньги тратить на себя, а свои - на другие страны. А самый большой и быстрорастущий внешний долг уже давным-давно у наиболее развитой страны мира - Соединенных Штатов Америки. Вот уж у кого бухгалтерского подхода никогда в помине не было.
Аргумент о том, что слишком быстрый рост бюджетных расходов провоцирует инфляцию, весьма серьезен. Это так и будет, если деньги бросить на проедание: тотальное повышение зарплат и пенсий. Мы видим, как разгоняется рост цен в Украине в результате популистской политики нового руководства. Однако существует множество возможностей неинфляционного финансирования большого количества проектов, жизненно необходимых для модернизации России.
Первое и самое кричащее направление - инфраструктура. В России в начале XXI века нет ни одной современной автомагистрали, если не считать (что само по себе символично) кольцевой дороги, опоясывающей Москву и никуда не ведущей. Даже для передвижения от Москвы до Санкт-Петербурга на автомобильном транспорте необходимо много мужества и терпения. Западные, да уже и восточные люди, проезжая по этой трассе, порой полагают, что заблудились в пути: они не могут поверить, что дорога такого качества может соединять не сельские населенные пункты, а две столицы великой державы. Отсутствует асфальт до Владивостока. А остальные дороги, более похожие на "направления"? В стране, могу с уверенностью сказать, нет ни одного аэропорта мирового уровня, "Домодедово" только начинает подтягиваться. Любые инфраструктурные проекты, помимо прочего, стимулируют всю экономику через рост в строительстве, сфере услуг (рестораны, магазины, автосервисы вдоль магистралей); повышение стоимости земли, недвижимости там, где появляются дороги и т.д.
Второе напрашивающееся направление инвестиций - человеческий капитал, прежде всего интеллектуальный потенциал и здоровье нации. Почему не обновить диагностическое и лечебное оборудование поликлиник и больниц, которое в основном не менялось с 60-х годов прошлого века? Почему не обновить парк учебного оборудования, приборов в государственных вузах и учебных заведениях, в безусловном подкреплении нуждаются библиотеки... Ну и вся жилищно-коммунальная инфраструктура.
Еще одним направлением могла бы стать поддержка высокотехнологичных и высококонкурентных отраслей экономики. Компании "Боинг" и "Эйрбас" сейчас судятся по поводу того, кого из них государства субсидируют в большей степени. Наш авиапром лежит на боку. Калининградские фермеры не могут реализовать свою выращенную продукцию, потому что все вытеснили продукты из Литвы и Польши, ставшие частью программ сельхозсубсидий Европейского союза, где каждая корова субсидируется на 2 евро в день. Или почему бы государству нашему не удешевить стоимость кредитных ресурсов для высокотехнологичных отраслей или для ипотечных программ?
Пока поза скупого рыцаря, распростертого над сундуками с сокровищами, в которой застыло российское правительство, приводит к одному - к замедлению темпов роста, и это при постоянно пополняющейся казне. Вот если угробить рост, инфляция точно разгонится сама собой.
Говорят, что деньги надо копить на черный день, когда цены на нефть упадут. Но, с одной стороны, почему они должны в обозримом будущем так уж "больно" упасть? Цены эти зависят, главным образом, от политической стабильности в нефтедобывающих регионах и от динамики спроса на энергию. Стабильностью в большинстве нефтяных регионов даже не пахнет (Ирак, Иран, Ближний Восток, Нигерия, Венесуэла, Боливия), а стремительно поднимающиеся Китай и Индия готовы потреблять весь рост объема производства нефти и газа. С другой стороны, мудрое правительство в условиях хорошей для нас нефтяной конъюнктуры должно сделать так, чтобы в дальнейшем не зависеть от этой конъюнктуры, развивать другие перспективные отрасли, а не просто копить деньги.
Доводы же правительства, типа "все равно все своруют" или "у нас нет инвестиционных проектов", могут восприниматься только как признание правительством собственной беспомощности.
Полагаю, президенту страны пора дать кабинету министров конкретный и небольшой срок, чтобы представить инвестиционные проекты, а партии "Единая Россия" это проконтролировать. Не думаю, что позиция "вымрем, зато будем с деньгами" окажется слишком популярной в следующем избирательном цикле.