03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МНОГО ШУМА - И НИЧЕГО

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 25 Июня 2005г.
Новая работа Алексея Учителя "Космос как предчувствие" наделала много шума еще до первого показа на экране. Ее ждали в Сочи, но за день до открытия "Кинотавра" лента была изъята из конкурса в пользу ММКФ, что было похоже на продуманную пиар-акцию. Пошла молва: мол, не зря за картину идет такая битва. На пресс-показе фильма в Доме кино не было свободных мест - а это небывалый случай в новейшей истории Московского фестиваля. Финальные аплодисменты, впрочем, были довольно скромные. Картина многих откровенно разочаровала, хотя есть у нее и свои убежденные сторонники. Представляем сегодня два взгляда на фильм.

Тревожное предчувствие меня не обмануло: там, где много пиара, обычно бывает мало искусства. Хотя поначалу картина заворожила меня своими протяженными ритмами, скупыми северными красками, точно воссозданным бытом конца 50-х годов, когда после долгих свинцовых заморозков в воздухе слегка забрезжило не оттепелью еще, не свободой, а их робким предчувствием. Эта свобода уже проглядывает в поведении людей, в их манерах, в редких и пока еще опасливых попытках слушать по транзистору чужие "голоса" и чужую музыку, учить английский язык, ходить в рестораны и заказывать не обязательную котлету, а всего лишь чай с лимоном...
Но бытовое течение фильма где-то посередине сламывается в туманное иносказание, сюжет дробится и теряется, человеческие истории провисают, вязнут то в торопливой скороговорке, то в многозначительных пустотах и умолчаниях. Здесь уместно заметить, что сценаристом у Алексея Учителя впервые выступил Александр Миндадзе - друг и соратник Вадима Абдрашитова, с которым они сделали все свои фильмы, всегда многослойные, далекие и от традиционного сюжетосложения, и от простого бытописания. Кинематограф Миндадзе и Абдрашитова - это отдельный космос, не всем доступный. У них даже неглавные, не до конца додуманные картины кажутся необходимым звеном в цепи, давая неожиданную подсветку всему их прошлому и подчас, представьте, последующему творчеству. Новые ленты Миндадзе - Абдрашитова нередко объясняют, комментируют и нагружают неожиданным смыслом старые работы, и эти внутренние созвучия, переклички, рифмы - едва ли не самое увлекательное в созданном ими уникальном экранном мире.
У тандема Миндадзе - Учитель нет этого наработанного "космоса", у них все впервые, все - с чистого листа. Не потому ли в их первой совместной картине все существует, говоря словами одного чеховского персонажа, как-то "враздробь"? Небо, космос в их фильме живут отдельно от земной тверди, от неласкового моря. Быт портового городка на границе с Норвегией - отдельно от образа времени, эпохи. История любовных томлений четырех главных героев - отдельно от истории страны. Вера легкого, искреннего персонажа по имени Конек (Евгений Миронов) в скорый космический взлет нашей державы - отдельно от диссидентских настроений его друга Германа (Евгений Цыганов), решившего во что бы то ни стало вырваться из "этой страны". Появившийся в кадре актер, изображающий Гагарина, - отдельно от Гагарина настоящего, которого мы тут же видим в хронике...
Мотивы у Алексея Учителя не складываются в мелодию, настроения - в атмосферу, отдельные фрагменты - в мозаику, пазлы - в картину. Получился не законченный фильм, а пока только его предощущение, предчувствие. Предчувствие настоящего большого кино, которое зрителю, к сожалению, надо додумывать за и вместо режиссера.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников