Чилийский «Амаркорд»

«Танец реальности» имеет отчетливо автобиографическую основу

В рамках ММКФ прошел показ фильма «Танец реальности». Поставил его режиссер Алехандро Ходоровски. Он не снимал кино более 20 лет, но это одно из самых звездных имен в афише ММКФ. Режиссер культовых фильмов «Фандо и Лис», «Крот», «Священная гора», «Святая кровь», прогремевших в 60-70-е годы прошлого века, всемирно известный писатель и поэт, актер, мим, композитор, автор популярных комиксов, философ, целитель, психотерапевт, бунтарь, ниспровергатель святынь — это все о нем.

Сын эмигрантов из Одессы, спасавшихся бегством от еврейских погромов в Малороссии, он родился на исходе 20-х годов прошлого века в Чили, но его творческой мастерской стала вся планета. Ходоровски работал в Париже с Марселем Марсо, дружил с Джоном Ленноном и Кастанедой, дискутировал с отцом сюрреализма Андре Бретоном, предлагал роли в своем неосуществленном проекте «Дюна» Сальвадору Дали и Орсону Уэллсу, брал уроки психоанализа у Эриха Фромма. Великий и ужасный Мэрилин Мэнсон восхищался Ходоровски: «Ему 70, а он все еще гений». Нынче режиссеру 85 лет — и он снял очень молодой, яркий и талантливый фильм, аналогов которому в современном кино не так уж много.

«Танец реальности» имеет отчетливо автобиографическую основу. Не зря в первых кадрах фильма на экране появляется сам режиссер — подтянутый, по-юношески стройный, с живыми черными глазами, в ореоле седых волос, предлагая зрителям пуститься в путешествие по волнам прихотливой памяти. В слегка условной, театрализованно-гротескной форме Ходоровски рассказывает о своем детстве — увы, отнюдь не безоблачном, — о тиране-отце, большом поклоннике товарища Сталина, о мудрой и терпеливой матери с безразмерным бюстом, которая безропотно сносит деспотизм отца, в том числе и сексуальный, о детской жестокости, о взрослом фанатизме, о проказе зарождающегося фашизма, о страхе смерти и вере в Бога, о взрослении и становлении юной души...

Свобода, с которой режиссер переходит от драмы к комедии, от слез к смеху, от патетики к пронзительнейшей лирике, завораживает. Подобно могущественному волшебнику, Ходоровски одним взмахом талантливой руки населяет мир своей картины самыми разнообразными и слегка причудливыми персонажами — бравыми пожарными, опереточными подпольщиками-сталинистами, дебелыми проститутками, параноиками-фашистами, увечными калеками, убогими нищенками, чистильщиками обуви, конюхами, продавцами мороженого, святыми и другими экзотическими обитателями чилийского городка Токапилья, которые живут на экране по законам прихотливой авторской фантазии. А заканчивается это головокружительное кино финальным просветлением отца, который расстреливает из пистолета портрет Сталина, портрет чилийского диктатора Ибаньеса и: свой собственный поясной портрет во френче сталинского покроя. Пройдя через испытания, тюрьмы, болезни, он духовно и нравственно выздоравливает, осознавая всю пагубность политического, да и семейного деспотизма.

По фантазийной легкости, по свободе авторского самовыражения, по светлой нежности и горькой печали этот фильм можно сравнить разве что с «Амаркордом» великого Федерико Феллини. Алехандро Ходоровски в итоге создал свой чилийский «Амаркорд», который стал украшением прошлогоднего Каннского фестиваля, войдя в пятерку лучших лент, и бриллиантом в короне нынешнего ММКФ. Будет обидно и странно, если наши дистрибьюторы не приобретут для проката этот безусловный шедевр.