Не правами едиными

Закон запретил водить автобусы и такси гастарбайтерам без российских прав. Почти через две недели, ощутив масштабы бедствия, возить россиян на общественном транспорте получили право водители с белорусскими правами. На очереди – Кыргызстан.

Закон запретил водить автобусы и такси гастарбайтерам без российских прав. Почти через две недели, ощутив масштабы бедствия, возить россиян на общественном транспорте получили право водители с белорусскими правами. На очереди – Кыргызстан. Но Россия не торопится, ведь проверки выявляют, что иностранные водители порой входят в запрещенные в России террористические организации.

1 июня в России вступили в силу поправки к закону от 07.05.13 №92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которые запрещают водить общественный транспорт без российских национальных водительских удостоверений и вводят крупный штраф для работодателя за допуск на маршрут гастарбайтера без российских прав. Закон касается не только перевозок пассажиров на общественном транспорте, но и сферы такси, грузовых перевозок, и работы на транспорте в частных компаниях. 

Вообще, поправки к законам были внесены еще в 2013 году и постоянно переносились из-за неготовности бизнесменов следовать им. Так могло получиться и в 2017, но случилось так, что поправки к закону об очередном переносе вступления документа в законную силу принять не успели. И, как итог, с 1 июня почти на всех маршрутах в России из-за руля автобусов и маршруток исчезли водители с зарубежными правами. По оценке комитета по транспорту Госудмы, около 70 тысяч человек. Нарушители, по оценкам экспертов, массово трудятся за баранкой автобусов и маршруток в трех регионах – Москве, Смоленской и Брянской областях. По предварительным оценкам, как пишет «Газета.ру», закон на сегодняшний день нарушают около 10 тысяч водителей-гастарбайтеров.

Как стало известно «ТРУД.ру» в ГУП «Мосгортранс» из-за запрета работы с иностранными правами уволились более 10% водителей. В основном, российские права у них категории D, редко – D и Е. Но в водительских удостоверениях, которые были получены на родине доступны все категории вождения.

В «Мосгортрансе» говорят, что увольнение сотрудников на работу московского транспорта увольнения никак не повлияют, так как зафиксирован приток водителей из Москвы, Московской области и других регионов России. «Так, 50% водителей компании составляют жители столичного мегаполиса, еще около 40% — представители субъектов Российской Федерации. Доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое — с 23% до 10%», — приводит РИА Новости данные компании. «Мосгортранс» готовит кадры на базе собственного учебно-курсового комбината, где сегодня обучение проходят около 600 человек.

В Петербурге гастарбайтеров на общественном транспорте  из ближневосточных стран больше, чем остальных водителей. Российские права есть у едва ли половины из них. При этом, иностранные водительские удостоверения есть у трети из работающих иностранных шоферов или, если переводить в конкретные цифры, у более, чем семисот человек, включая водителей в Петербурге и Ленобласти.

Вообще, в крупных городах иностранцы занимают до 40% от общего числа водителей. И это говорит о том, что водители не уйдут с рынка, а перейдут на нелегальную работу. «Они будут брать машины в аренду, ездить без опознавательных знаков и будут неуловимы для ГИБДД. У брендированных таксопарков будут простаивать машины, купленные в кредит и лизинг, из-за чего они встанут перед выбором: либо потратиться на переобучение водителей, либо содрать все наклейки с кузова и уйти на нелегальное положение. Так, например, сейчас происходит в Новосибирске», - приводит пример РИА Новости председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Российской Федерации Ирина Зарипова.

Гастарбайтеры-водители есть и в Ленинградской области. Владельцы частных компаний-перевозчиков предпочитают иностранцев, потому что они редко срывают рейсы, а трудовая дисциплина в целом гораздо выше, чем у россиян. При этом в четырех районах Ленобласти водителей-иностранцев нет вообще.

Эксперты выступают за пристальное наблюдение за рынком перевозок, ссылаясь на то, что рейды ГИБДД неоднократно выявляли среди иностранцев-водителей последователей террористических группировок, которые запрещены в России.

«Несмотря на очевидно возникшие трудности у перевозчиков, мы поддерживаем закон о запрете использования иностранных водительских удостоверений водителями, - говорит замначальника управления по транспорту правительства Ленинградской области Михаил Присяжнюк. - Прежде всего, это даёт возможность постоянного трудоустройства российских граждан, которые ранее уходили из парков по причине демпинга зарплаты со стороны гастарбайтеров. В итоге, перевозчик будет планировать работу на перспективу, а не пользоваться услугами «вахтовиков», которые работают временно. Разговоры о запрете работы на транспорте с иностранными правами были последние года три, компании, по идее, готовились к постепенному ужесточению законодательства».

Впрочем, эксперты не раз уже говорили, что больше всего от запрета в России на иностранные права пострадают российские мегаполисы - Москва и Санкт-Петербург и ближайшие к ним области - Московская и Ленинградская области.

Сегодня для того, чтобы получить российское водительское удостоверение, иностранцу необходимо пройти медобследование, а затем сдать экзамены в ГИБДД – теоретический и практический.

Однако, уже через неделю после вступления закона об ограничении действия иностранных прав в России, стало известно, что на территории РФ разрешили работать водителям, обладающих белорусскими правами. Узнав об этом, с инициативой разрешения иностранных прав выступили власти Кыргызстана. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев обратился с просьбой рассмотреть отмену закона в отношении киргизских водителей к премьер-министру России Дмитрию Медеведеву.  Возможно, этому примеру последуют и другие страны. Тогда российский закон обойдут со стороны любезностей и вежливых исключений.