ПО СЛЕДУ ЗВЕРЯ

Очень тревожна статистика преступлений, связанных с захватом заложников и насильственным удержанием людей с целью выкупа. По приблизительным данным, в неволе на Северном Кавказе сегодня томятся примерно 800 человек. Только в первом полугодии в Северной Осетии совершено 9 похищений. Следы преступлений зачастую ведут в Ингушетию, ставшую "перевалочной базой". Оттуда по давно отлаженным каналам бандиты переправляют свои жертвы в Чечню. Доход от черного бизнеса торговцы людьми имеют немалый. К примеру, за одного Хабижа Кушхоева, захваченного в поселке Майском, преступники получили 80 тысяч долларов.

ПРЕСТУПНЫЙ СИНДИКАТ
По данным оперативно-розыскного отдела Северо-Кавказского РУБОПа, на территории Северной Осетии и Ингушетии по всей длине административных границ этих республик действуют глубоко законспирированные, жестко организованные преступные группы, специализирующиеся на захвате заложников. Они вооружены до зубов, имеют специальные конспиративные квартиры для временного содержания похищенных, тесно взаимодействуют друг с другом.
Одну из таких групп долгое время возглавлял Магомед Местоев. Теперь известен его адрес: Ингушетия, село Барсуки, улица Мира, 20. По оперативным данным, именно эта банда причастна к попытке похищения братьев Формиевых в поселке Майском Пригородного района Северной Осетии, к захвату одиннадцати пограничников. Подручные Местоева расстреляли и военную колонну близ села Хурикау Моздокского района.
Оперативникам известны конкретные имена некоторых членов бандитского формирования. В организованную преступную группу входят, например, Умар Аушев (село Октябрьское Пригородского района Северной Осетии), Аслан Самбиев (станица Слеповская, ул. Свердлова, 21, Ингушетия), Хусейн Хагубаров (село Галашки, Ингушетия), Исса Куштов (село Мужиги, Ингушетия) и другие. Известно также, что эта группа активно сотрудничала с бандами таких одиозных полевых командиров, как Руслан Хайхороев и Арби Бараев.
В бандитских разборках не так давно погибли предводители разбойных шаек Хайхороев и Точиев, при нападении на Дагестан был убит Местоев. Но на место одних главарей приходят другие. По имеющимся данным, вместо Местоева крупнейшую преступную группу возглавил Аслан Самбиев из станицы Слепцовской.
Оперативники РУБОПа рассказывают, что постоянного, стабильного состава у бандформирований нет. Численность меняется в зависимости от масштаба и сложности преступных операций. Меняются в этой связи и главари этих банд. Сегодня, по некоторым данным, на территории Ингушетии активно действуют банды под руководством Самбиева, Алихана Гаракоева (село Галашки), Руслана Хамхаева (станица Троицкая, ул. Мостовая, 99).
Беседую с начальником оперативно-розыскного отдела полковником милиции Черменом Маргоевым.
- В розыске и задержании преступников вы объединяете усилия с ингушскими милиционерами?
- Безусловно. Каждый раз я направляю рапорт министру внутренних дел Ингушетии с просьбой разрешить проведение той или иной операции на его территории. Работаем вместе с ингушскими коллегами, но в детали секретных операций, как правило, их не посвящаем. Были случаи, когда наши же коллеги нам противодействовали...
- Если сказать прямо, - уточняет Маргоев, - настоящего, доверительного сотрудничества с ингушами, к сожалению, не получается. Особенно после памятного случая трехлетней давности. Первый заместитель министра внутренних дел Северной Осетии направил тогда министру внутренних дел Ингушетии совершенно секретный документ, включавший важные оперативные данные. Естественно, для служебного использования и принятия мер. И что же? Секретная бумага попала к ингушскому президенту, и он зачитал ее полностью на съезде народов республики.
С тех пор даже в служебных отношениях с ингушскими коллегами мы вынуждены быть осторожнее. Хотя разве это порядок? Одно министерство, одна страна, одни, казалось бы, интересы - какое может быть недоверие? Но такова реальность.
И потом - разве это нормально - просить разрешения на проведение операций на своей же, российской, земле? Тем более что Северо-Кавказский РУБОП - ведомство региональное и никому на Северном Кавказе не подчинено. Наша высшая инстанция - в Москве. Тем не менее ингушский министр внутренних дел Гуцериев заявляет: "Я на своей территории вооруженных людей со стороны не потерплю". Это мы-то, российские рубоповцы, -"люди со стороны"?
"УРАГАН" СМЕТЕТ НЕЧИСТЬ?
К счастью, у других спецслужб - управлений ФСБ по Северной Осетии и Ингушетии - проблем, мешающих тесному взаимодействию в розыске и задержании преступников, похоже, нет. Многие связывают сей факт с назначением на должность главного контрразведчика Ингушетии генерал- майора Гумяра Мусикаева. С ним мы встретились в служебном кабинете генерала в Назрани.
- Обстановка в целом напряженная, - говорит он. - Если считать, что основной этап антитеррористической операции в Чечне завершился, то нечто подобное у нас только начинается. Все силовые структуры республики работают по единому плану, отработанному нашими штабами и утвержденному президентом Ингушетии... Только что от меня вышли люди - вы, это, видимо, заметили. Две группы, оперативная и силовая, отправились в населенные пункты "отрабатывать" ту оперативную информацию, которой располагаем. С 21 июня мы проводим широкомасштабную операцию под кодовым названием "Ураган". Ее цель - "отработка" приграничных с Чечней населенных пунктов, городков и лагерей беженцев, выявление и изоляция членов незаконных вооруженных формирований и преступных групп, занимающихся захватом людей. Выявляем также места концентрации преступных элементов, содержания заложников, хранения оружия и боеприпасов и так далее.
- Какие-нибудь конкретные результаты есть?
- Конечно, есть, и немалые. Ведь только одних милиционеров в операции участвует до 800 человек. Да плюс внутренние войска, пограничники, другие службы. Всего, конечно, я рассказать вам не могу, есть вещи не для печати. Но кое-чем поделюсь. Во время проверки паспортного режима в лагере беженцев "Спутник" задержано трое мужчин по подозрению в причастности к незаконным вооруженным формированиям. В селе Ахун обнаружен находящийся в федеральном розыске за совершение убийства Юнус Хамхоев, в селе Аршты найден большой подпольный склад боеприпасов, задержан некто Хасан Хациев, видимо, связанный с боевиками. А в селе Чемульга обнаружены два жителя Башкирии, похищенные и насильно удерживаемые в качестве "рабов"...
Это результаты только одного дня операции "Ураган", а сворачивать ее мы пока не собираемся.
- Что вы можете сказать по поводу неоднократных заявлений военных, в частности, командующего группировкой федеральных сил на Северном Кавказе генерала Геннадия Трошева, о том, что Ингушетия, по сути, превратилась в отстойник чеченских террористов, что здесь боевики отдыхают, поправляют здоровье?
- Любую информацию, которая к нам поступает, мы проверяем. Да, информацию нам дают и военные, но какую? Сплошные "якобы", "примерно", "предположительно"... В связи с этим я обратился ко всем своим коллегам на Северном Кавказе: предоставьте нам конкретную информацию, давайте вместе сформируем оперативно-розыскные группы, будем сообща выслеживать, задерживать и изолировать всех, кто действительно не в ладах с законом. И ответная реакция есть. Первым откликнулся начальник управления ФСБ по Северной Осетии генерал Владимир Безуглый. С ним мы наметили общий план действий, в частности, по задержанию исполнителей громкого теракта во Владикавказе весной прошлого года. Уверен: результаты будут. Совместными усилиями мы пройдем по следу зверей в человечьем обличье, сделавших своим бизнесом работорговлю, и уберем эту позорную нечисть с территорий наших республик.
То же самое скажу и по поводу возможного проникновения в Ингушетию чеченских боевиков. Буквально на днях я получил оперативную информацию о том, что к нам просочились со стороны Чечни 6 вооруженных групп. Я доложил об этом президенту республики, проинформировал руководителей других силовых структур, и тотчас же на тщательное прочесывание приграничных окрестностей было направлено полторы тысячи бойцов...
...Конечно, чеченцы и ингуши - один народ, родственные связи и контакты естественны. Но, уверяю вас, подавляющее большинство ингушей давно сделало свой выбор: чтобы нормально жить и растить детей, нужны мир и согласие в нашем общем российском доме. Тогда и с бандитами будет справиться легче.