УСЫХАЮЩЕЕ БОГАТСТВО

Огромные каменные глыбы берегозащитной полосы озера Кинерет (Тивериадского) в районе кибуца Дгания, возвышающиеся в полсотне метров от самой его поверхности, безмолвно подтверждали то, что ныне очень тревожит израильтян: главный источник питьевой воды для их страны стремительно мелеет.

Только за последние два очень засушливых года уровень озера опустился на целых пять метров. Именно это и заставило правительство Израиля принять решение об уменьшении на 50 процентов потребления воды на сельхознужды. Это серьезное испытание для аграрного сектора государства, прежде всего его 200 кибуцев, ферм-коммун. Ведь занимая лишь 3 процента населения страны, кибуцы наполовину удовлетворяют потребности Израиля в продуктах питания.
Собеседники в Тель-Авиве и Иерусалиме не скрывали всей сложности усугубляющейся проблемы с водой. Считают, что к 2010 году она будет еще острее, а, значит, не исключено усиление силового противостояния с соседями. Когда в 1967 году Израиль захватил у Сирии Голанские высоты, он получил не только стратегически важный военный плацдарм, но и контроль над важными водными ресурсами - ручьи с Голан питают озеро Кинерет.
- Голаны для нас - больше, чем жизнь, - откровенно говорил мне Юрий Штерн, депутат кнессета и заместитель министра правительственного кабинета Израиля. - Это прежде всего наша вода и экология. Вернуть Голанские высоты сирийцам, чего от нас требует ООН, - значит подписать себе приговор. На это мы не пойдем...
Где же выход? Тем более в условиях, когда даже из озера Кинерет, опустившегося до критической точки, уже нельзя по большому счету брать воду. По мнению специалистов, если оно еще больше обмелеет, то в него через подземные водоносные пласты могут попасть соленые воды Средиземного моря, и тогда пресноводное озеро вообще погибнет.
Председатель совета директоров Национального фонда Израиля (ККЛ) Эхиэль Лекет считает, что года через четыре эта проблема станет менее острой. Если, конечно, будет реализована специальная "водная" программа, разработанная фондом. ККЛ - общественная организация, но фактически выполняет функцию министерства лесного и водного хозяйства.
Как пояснил председатель ККЛ, программа состоит из нескольких этапов. Во-первых, она предусматривает строительство 100 искусственных озер, которые будут заполнены водой, идущей ныне на бытовые и производственные нужды. Значительная ее часть вторично не используется. После соответствующей очистки и обработки вода станет вполне пригодной в аграрном секторе. А ведь ежегодный объем таких неиспользуемых сточных вод, сбрасываемых в Средиземное море, доходит до 200 миллионов кубометров. Тогда и появится возможность отдать на улучшение водоснабжения жилых домов и учреждений ту хорошую, питьевую воду, которая сегодня, к сожалению, используется в сельском хозяйстве. По словам Лекета, на сооружение искусственных озер потребуется 250 миллионов долларов.
Не менее дорогостоящим будет и второй этап "водной" программы. Он предусматривает создание новых мощностей по опреснению морской воды. Технологии и соответствующее оборудование есть, специалисты - тоже. Но опреснение - вещь дорогая. Для получения 50 миллионов кубометров питьевой воды из морской нужно вложить 200 миллионов долларов. Государству придется идти на такие затраты. Правда, оно надеется при этом на поддержку иностранных деловых кругов. Тем более, что они уже высказали готовность вложить средства в сооружение опреснительных установок в палестинском секторе Газа. Производимая там питьевая вода, по словам господина Лекета, могла бы быть использована и палестинцами, и израильтянами. Другого пути, как объединить усилия, нет.
С кем бы из тех, кому посчастливилось побывать в Израиле, я не обменивался своими впечатлениями, каждый восхищался цветущими оазисами, бесконечными виноградниками, рощами пальм и апельсиновых деревьев. Они взлелеяны руками людей, под каждое дерево подведены водоносные трубки, по которым автоматика порционно, нужными дозами подает живительную влагу. Такая же технология выращивания каждого кустика розы, сирени, нарцисса, тюльпана и других цветов. Улицы и скверы, дома и палисадники городов и поселков буквально утопают в них. Возрождается даже пустыня Негев, превращаясь в район сельскохозяйственного производства.
Неужто с нынешним водным кризисом вся эта растительность, буйно произрастающая благодаря искусственному орошению, может когда-то зачахнуть? Верится, что израильтяне не допустят этого.