"НЕПРИМИРИМЫЙ ОППОЗИЦИОНЕР" ИЗОБРАЖАЕТ СТРАХ

Не вся правда мира сосредоточена в Америке, но почти весь мир считает в последнее время

Не вся правда мира сосредоточена в Америке, но почти весь мир считает в последнее время необходимым приходить в поисках правды к американскому порогу. Наглядным подтверждением этой парадоксальной ситуации, в которой зачастую неловко себя чувствуют сами американцы, стали состоявшиеся в конгрессе США слушания на тему о положении дел с обеспечением гражданских прав и свобод в центральноазиатских странах бывшего СССР.
Форум, организованный двумя профильными подкомитетами палаты представителей и проходивший под председательством республиканки из Флориды Илеаны Рос-Лейтинен, превратился в арену идейной схватки, в частности между политическими силами Казахстана. Даже один из американских законодателей, присутствовавших на заседании, заметил, что Вашингтону не подобает брать на себя роль арбитра во внутреннем споре другого народа о том, как ему строить лучшую жизнь. С этой мыслью полностью солидарны представители казахстанских политических, общественных и религиозных организаций, приехавшие в столицу США для участия в слушаниях. Как они заверили корр. ИТАР-ТАСС, сделали они это на собственные деньги и по зову сердца - чтобы рассказать правду о своей стране. На их взгляд, это им в целом удалось: хотя на самом заседании из семи человек слово было предоставлено лишь одному - руководителю 31-го канала республиканского телевидения Олегу Квятковскому - уже это стало победой, поскольку изначально организаторы слушаний вообще никого из них не хотели выпускать на трибуну.
"Непримиримую" оппозицию, неофициальным лидером которой в Казахстане считается бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин, представлял редактор газеты "XXI век" Бигельдин Габдуллин. Кроме того, в качестве независимых экспертов на слушания были приглашены представители госдепартамента США Уильям Тейлор и Майкл Парми и четверка политологов из американских университетов. Последние, как с недоумением отметил директор пресс-холдинга "Кустанайские новости" Сергей Харченко, вообще не бывали в Казахстане, но уверенно и в основном в отрицательных тонах судили о ситуации в этой стране.
Председатель Гражданской партии Казахстана Азат Перуашев считает, что, несмотря на численный перевес, критики Астаны все же "по очкам" проиграли схватку. Во-первых, и чиновникам администрации, и даже академическим экспертам пришлось признать, что по части демократических и рыночных реформ Казахстан заметно опережает другие страны региона. Во-вторых, из целых десяти законодателей, пожелавших высказаться на слушаниях (по опыту корр. ИТАР-ТАСС, число это если не рекордное, то близкое к тому), шестеро заняли достаточно взвешенную и конструктивную позицию, созвучную той, с которой выступали и сами члены казахстанской делегации. Они, кстати, подчеркивали, что не представляют некой единой монолитной группы, а занимают достаточно разные социальные и политические позиции. Объединяет же их, по их словам, стремление к тому, чтобы в Казахстане сохранялись такие мир и стабильность, в том числе в межнациональных отношениях, о которых многим другим постсоветским государствам приходится только мечтать.
- Пока гарантом такой стабильности остается наш президент, мы будем его поддерживать, - сказала председатель Женской демократической партии Казахстана Раушан Сарсембаева. - Но и отказываться от критики недостатков, которых у нас тоже хватает, мы не собираемся. Стране нужна сильная оппозиция, и даже обидно, что, судя по тем же слушаниям, пока она имеет скорее жалкий вид.
Большое впечатление на американских законодателей произвело и присутствие в составе группы видных религиозных лидеров - главного раввина Казахстана Иешайи Коэна и известного мусульманского проповедника Али Хаджи (О.И. Рубца). Они хоть и не получили слова на слушаниях, успели пообщаться со многими конгрессменами и, по словам Али Хаджи, "отстояли свои убеждения". Ребе Коэн, родившийся в Иерусалиме, учившийся в Лондоне, а более семи лет назад перебравшийся в Астану, чтобы жить там, "пока в Казахстане будет оставаться хоть один иудей", рассказывал американцам, что видит в своем служении своего рода вызов сталинизму и всей мрачной эпохе гонений на верующих.
В ходе слушаний произошел эпизод, который "непримиримая" оппозиция тут же попыталась представить как наглядное свидетельство того, что в Казахстане продолжается преследование противников режима. В перерыве между заседаниями консул среднеазиатской страны попытался в кулуарах конгресса передать А.Кажегельдину уведомление о том, что тот вызывается в следственный департамент МВД республики для предъявления ему обвинения в рамках уголовного дела (его подозревают в неуплате налогов и злоупотреблении служебным положением в период пребывания на посту главы правительства страны). А. Кажегельдин, который, насколько известно, в последнее время живет в США, немедленно вернулся в зал заседаний и заявил, что его чуть ли не силой собираются тащить в казахстанский суд прямо с Капитолийского холма. Последовал небольшой спектакль, в ходе которого И. Рос-Лейтинен поинтересовалась, не опасается ли экс-политик за свою безопасность, и, получив утвердительный ответ, вызвала для него охрану из патрульной полицейской службы конгресса. Один из ее коллег даже призвал ее не перебарщивать с нагнетанием страстей.
Задним числом казахстанские дипломаты признают, что идея вручения опальному премьеру каких бы то ни было документов под сводами конгресса действительно была неудачной. В свое оправдание они сссылаются на то, что адвокаты А. Кажегельдина вернули направленное им извещение с письменным предложением "попробовать поймать" его самого. Последнее же было посольству, не относящемуся к числу правоохранительных органов, естественно, не под силу.
Как бы то ни было, конгресс США получил необходимые разъяснения, которые его удовлетворили. А в делегации считают даже, что нет худа без добра. Как сказал А.Перуашев, законодатели решили приобщить к протоколу своего заседания предоставленные казахской стороной документы, и теперь тому же А.Кажегельдину трудно будет утверждать, будто он не получал никаких извещений из отечественного МВД.
Вопрос о том, зачем, по их мнению, вообще были организованы слушания в конгрессе, у членов делегации особых сомнений не вызывает. Они убеждены, что происшедшее было "срежиссировано" лоббистами, оплаченными тем же А. Кажегельдиным. Кроме того, с экономической и геостратегической точек зрения, Вашингтону выгодно сохранять рычаги давления на Астану вне зависимости от того, кто бы ни находился там у власти. Это, видимо, представляется ему желательным хотя бы для того, чтобы не допускать "излишнего" сближения Казахстана с Россией. Поэтому собеседники уверены, что показания "обиженных" оппозиционеров, готовых обвинять власти далекой родины во всех смертных грехах, всегда будут пользоваться спросом в США.