ИНОМАРКИ ПОДОРОЖАЮТ

То, о чем говорила вся Россия в последние месяцы, свершилось - премьер Михаил Касьянов подписал концепцию развития российского автопрома. Документ, рассчитанный на 10-летие, повышает ввозные пошлины на новые и подержанные иномарки до 25 процентов. Ровно во столько автодилерам обходился импорт новых иномарок. Срок действия импортных пошлин - 7 лет, тот самый, что определен как переходный для вступления России в ВТО.

После долгих раздумий (дебаты на эту тему начались еще в прошлом году) правительство решило бороться со старыми иномарками не только ввозными пошлинами. Надо напомнить, что в прежнем варианте концепции предлагалось ввести против импортного "автохлама" 35-процентные, по сути, запретительные ввозные пошлины. Премьер несколько раз откладывал решение вопроса, стараясь найти золотую середину между интересами и тревогами наших автопроизводителей и запросами многих автовладельцев, предпочитающих подержанные иномарки нашим новым моделям "ВАЗа" и "ГАЗа". Пока шло раздумье, в Россию, по данным ГТК (на радость таможенникам - поступления в казну явно возросли), за первое полугодие в пожарном порядке было ввезено "иностранцев" на 45 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Причем дилеры завозили, как правило, свежие трехлетки (86 процентов от общего импорта). Граждане, наоборот, гоняли из-за кордона дешевые, но устаревшие машины, из которых более половины - старше 7 лет.
В итоговом варианте концепции Касьянов согласился с предложением Минэкономразвития и Минпромнауки о том, что барьер на пути в Россию подержанным авто можно поставить не одним только пошлинным способом. Вопрос борьбы со старыми машинами решено начать и новыми страховыми методами. Чтобы создать невыгодные условия для содержания старых авто начиная с 7-летнего возраста, правительство предусмотрело ввести повышенные размеры страховых взносов. А чтобы уравнять всех обладателей постаревших машин, концепция эту же меру распространила и на отечественные автомобили.
Как известно, перед парламентскими каникулами Госдума успела принять закон об обязательном автостраховании, который с 1 июля 2003 года запрещает эксплуатацию автотранспорта без страховки. Правда, в самом законе ничего не сказано о размерах будущей страховки. Остается надеяться, что правительство в соответствующем постановлении не взметнет сумму страховочного тарифа на такой уровень, что все бегающие по стране машины, особенно "семилетки" и старше, окажутся на приколе.
Возвращаясь к теме подержанных иномарок, следует отметить, что, разрешая ввозить машины старше семи лет, правительство упразднило льготный порядок растаможивания иномарок старше 3 лет, ввозимых частными лицами. Ранее гражданин-импортер выплачивал пошлину не по фиксированной процентной ставке, а в зависимости от объема двигателя. Теперь все будет зависеть от стоимости автомобиля. Перегонщики, правда, народ смышленый и наверняка найдут способ занизить таможенную стоимость ввозимого старья.
По идее новая концепция должна сработать на интересы отечественного автопрома. Помимо всего уменьшаются таможенные пошлины на технологическое оборудование для автопрома, не производимое в России. Пошлины могут быть также снижены на отдельные виды транспортных средств, не производимых у нас. Грандам мирового авторынка придется подвинуть свой бизнес в Россию. По замыслу авторов концепции, импортеры поддержанных иномарок уже не будут иметь большого ценового преимущества перед российскими производителями. Хотя неизвестно, как еще сложится эта среда в реальности, если наши подержанные машины в плане автострахования поставлены в один ряд с более качественными во всех отношениях иномарками. В новой ситуации интерес гражданам к нашим без конца дорожающим автомобилям может совсем угаснуть.